Франц Куровски (нем. Franz Kurowski; 17 ноября 1923[2], Хомбрух[d], Арнсберг — 28 мая 2011[2] или 2011[3][4][5], Дортмунд, Северный Рейн-Вестфалия[2]) — немецкий писатель, специализировавшийся на теме Второй мировой войны.
Франц Куровски | |
---|---|
нем. Franz Kurowski | |
Псевдонимы | Karl Alman, Heinrich H. Bernig[1], Rüdiger Greif[1], Franz K. Kaufmann[1], Jason Meeker[1], Gloria Mellina[1], Johanna Schulz[1] и Hermann Schulze-Dierschau[1] |
Дата рождения | 17 ноября 1923(1923-11-17)[2] |
Место рождения | |
Дата смерти | 28 мая 2011(2011-05-28)[2] (87 лет) или 2011[3][4][5] |
Место смерти |
|
Гражданство (подданство) |
|
Род деятельности | писатель, журналист, детский писатель, фотограф |
Награды |
Österreichischer Kinder- und Jugendbuchpreis[d] (1971) |
![]() |
Куровски написал множество сочинений о вермахте и СС с хвалебными и не основывающимися на фактах военными хрониками воинских подразделений и удостоенных высокими наградами военных. Историки не считают его работы достоверными, отмечая, что он смешивает факты и выдумку и продвигает дискредитированную концепцию «только солдата» (нем. Nur-Soldat). Вместо предоставления достоверной информации о ходе войны, его работы продвигают героизм и представляют искажённое описание немецких вооружённых сил во Второй мировой войне.
Работы Куровски имеют сильные ревизионистские тенденции; он использовал статистику, произведённую национал-социалистической пропагандой, и представлял историю без всяких преступлений вермахта и СС. Ряд его книг публиковались крайне-правыми издательствами, такими как Türmer Verlag[de], Arndt Verlag[en] и Pour le Mérite Verlag, из-за чего его работы описывались как «журнализм серо-коричневой области»[6].
Куровски родился 17 ноября 1923 года и вырос в Дортмунде. После начальной школы обучился на токаря. С 1942 года — солдат во Второй мировой войне в юго-восточной Европе и северной Африке, где прошёл подготовку радиста, парашютиста и переводчика с греческого. В 1942 году получил премию Рассказчика за свою работу в Wacht im Südosten (с нем. — «Вахта на Юго-востоке»)[7], пропагандистском издании тиражом около 100 брошюр, выпускавшимся пропагандистской ротой в составе вермахта и Ваффен-СС[8].
После 1945 года вернулся к гражданской жизни и работал мастером и контролёром на машиностроительном заводе. В 1958 году начал работать внештатным писателем, с 1968 по 1978 годы — редактор Die Oase (с нем. — «оазис»), издания ассоциации ветеранов Африканского корпуса Deutsches Afrika-Korps e.V. С 1989 по 1996 годы — главный редактор ультраправого издания Deutsche Monatshefte[en][7]. Куровски умер в 2011 году[9].
Куровски писал для еженедельного pulp-журнала Der Landser[en] (разговорное слово для солдата немецкой армии, использовавшееся во Вторую мировую войну)[10]. Со своего основания журнал критиковали за восхваление войны и создание искажённого образа Вермахта и нацистской Германии во Вторую мировую войну. Детали его романов и полувымышленных рассказов были достоверными насчёт незначительных технических подробностей, но их содержание было часто недостоверным и скрывало от читателя важную информацию о контексте. Антисемитизм, военные преступления нацистской Германии[en], репрессивный характер нацистского государства и причины войны не упоминались в журнале[11]. Немецкое издание Der Spiegel в одном из материалов описало Der Landser как «экспертный журнал по отмыванию образа Вермахта»[12].
Историки Рональд Смелсер[d] и Эдвард Дэвис[d] в своей книге 2008 года «Миф о Восточном фронте[en]» описывают Куровски как одного из главных «гуру» Вермахта и войск СС, наряду с такими авторами, как Ричард Ландвер[en], ярый поклонник войск СС, и ультраправый писатель и издатель Патрик Агте[13]. Книга описывает гуру как авторов, которые «подхватили и распространили мифы о Вермахте в большом числе популярных изданий, романтизирующих войну Германии в России»[14].
Работы Куровски публиковались в Германии с 1958 года, но оставались недоступными англоязычным читателям. J.J. Fedorowicz Publishing[en], описываемые Дэвисом и Смелсером как ключевое издательство романтизирующей войну литературы, выпустили две популярные книги Куровски, «Танковые асы Гитлера[d]» (англ. Panzer Aces) и Infantry Aces[d], в США в 1992 и 1994 годах[15]. В своём анализе серии, в рамках которой были также выпущены книги Panzer Aces II и Panzer Aces III, Смелсер и Дэвис пишут:[16]
Куровски даёт читателям практически героическое описание немецкого солдата, невиновного в любых военных преступлениях, в реальности неспособного к такому. […] Жертвенность и смирение — его главные черты. Их [солдат] действия приносят им медали, наградные знаки и повышения, но они остаются равнодушными к наградам. Обложка изображает героизм, решительность и мощь немецкого солдата и его оружия.
Серия «Танковые асы Гитлера» посвящена боевым карьерам успешных немецких танковых командиров и популярных деятелей Ваффен-СС, таких как Курт Мейер, Иоахим Пайпер, Пауль Хауссер и Рудольф фон Риббентроп, сын немецкого министра иностранных дел Иоахима фон Риббентропа, которых Куровски описывает как «асов»[17]. В серии описываются знаменитый «танковый ас» Михаэль Виттман, который получил культовый статус в популярной культуре, связанной с Ваффен-СС, и действия другого «аса», Франца Беке, в Черкасском котле. В пересказе Куровски, после сражений с подразделением за подразделением Красной армии Беке удаётся создать коридор к попавшим в ловушку немецким солдатам, одновременно «уничтожая» атакующих советских солдат[18]. В другом рассказе Куровски, в ходе помощи 6-й армии Вермахта, окружённой в Сталинграде, Беке уничтожает 32 танка противника в одном бою[19]. Рассказы в «Танковых асах Гитлера» не включают библиографию и не цитируют источники, рассказ о Риббентропе написан от первого лица[20].
Куровски сыграл ключевую роль в написании ревизионистской серии книг So war der Zweite Weltkrieg (с нем. — «Так шла Вторая мировая война»), псевдоисторическом семитомнике о Второй мировой войне. Проект по созданию серии книг был начат в 1989 году издательством Verlagsgesellschaft Berg[de], одним из крупнейших издательских домов правой направленности. Куровски был указан одним из редакторов серии. Серия была перевыпущена в 2000-х издательством Flechsig Verlag с атрибуцией Куровски[21]. В предисловии к книге Вольфганга Бенца 1994 года Rechtsextremismus in Deutschland (с нем. — «Правый экстремизм в Германии») историк и журналист Ганс Заркович[de] описал серию книг как пример «националистического батального жанра» в «журнализме серо-коричневой области»[6].
Согласно Инсе Эшебах, директору национального мемориального комплекса Равенсбрюк, книга Куровски 1992 года Stalingrad. Die Schlacht, die Hitlers Mythos zerstört (с нем. — «Сталинград. Битва, которая уничтожила миф Гитлера») служит «прежде всего для реабилитации достойных, сильных немецких солдат». Термин «военные преступники» используется только в кавычках, «блестящие успехи Вермахта» — ключевая тема книги, наряду с «жертвенностью» и «падением немецких солдат». Куровски называет Сталинград «Голгофой 6-й армии», не упоминая, что эта религиозная метафора взята из книги 1953 года Stalingrad – bis zur letzten Patrone (с нем. — «Сталинград — до последнего патрона») под авторством Хайнца Шрётера, бывшего члена пропагандистской роты: «Когда речь идёт о Сталинграде как о Голгофе 6-й армии, возникает вопрос: „Почему немецкая армия вообще оказалась там?“»[22]
Куровски написал ряд книг, посвящённых бомбардировке Дрездена Союзниками в феврале 1945 года. Его книга Das Massaker von Dresden und der anglo-amerikanische Bombenterror 1944/45 (с нем. — «Резня Дрездена и англо-американский террор бомбами 1944–1945 годов») была опубликована ультраправым издательством Druffel Verlag в 1996 году. Другие книги под его авторством на тему, Bomben über Dresden (с нем. — «Бомбы над Дрезденом») и Dresden, были опубликованы в 2001 и 2003 годах[23].
Относительно бомбардировок Второй мировой войны интерпретация Куровски воздушной войны и дрезденских налётов близко совпадает со словами Ганса Румпфа, немецкого инспектора пожарной охраны во Вторую мировую и послевоенного автора. Как Румпф, так и Куровски используют термин «террор-бомбардировки» исключительно для описания воздушных атак Союзников и представляют налёты Люфтваффе на чисто гражданские цели как «атаки возмездия». В своих работах Куровски подчёркивал, что пропаганда Союзников «сильно преувеличивала» последствия налётов немцев[23].
Нидерландский историк Бастиан Роберт фон Бенда-Бекманн обсуждает Куровски в своём обзоре немецкой историографии о бомбардировках Союзников. Обсуждая книгу 1977 года Der Luftkrieg über Deutschland (с нем. — «Воздушная война над Германией») и Das Massaker von Dresden, он относит Куровски к группе немецких авторов, на которых «повлиял» британский отрицатель Холокоста Дэвид Ирвинг. Как и Ирвинг, эти авторы становились «более радикальными и решительными в своих убеждениях», осуждая Союзников как «жестоких массовых убийц»[24]. В своих работах о Дрездене и воздушной войне Куровски пытается оспорить нарратив о «немецкой вине», утверждая: «Немецких историков заставили замолчать и писать о вечной немецкой вине за всё»[25]. Куровски был одним из немецких авторов, которые ссылались на теорию британского генерала Джона Фуллера о том, что бомбардировка Дрездена якобы была запланированной программой геноцида. Фуллер, в отставке с 1933 года, был сторонником Освальда Мосли, основателя Британского союза фашистов[26].
Книги Куровски используют давно опровергнутые цифры и утверждения, некоторые из которых происходят от заявлений Имперского министерства пропаганды. По словам немецких авторов Ларса-Бродера Кайла и Свена Феликса Келлерхофа, в книге Куровски Bomben über Dresden приводится 16 страниц давно признанных историками вымышленными сообщений очевидцев о низколетящих самолётах, охотящихся на мирных жителей. Кайл и Келлерхоф также критикуют его использование статистики в 60 000 жертв бомбардировки, которая была якобы предоставлена Федеральным бюро статистики Германии[en]. Официальные оценки, описанные Куровски, не существовали[27].
Куровски начал с более высокого числа жертв. В статье 2005 года в немецком издании Die Welt Келлерхофф цитирует утверждения Куровски о 275 000 погибших, якобы по подсчётам Красного креста. Келлерхофф обсуждает Куровски в числе авторов, дававших сильно завышенные числа, таких как Фуллер, утверждавший о полмиллионе погибших, и немецкий ультраправый экстремист и отрицатель Холокоста Манфред Рёдер, утверждавший о 480 000 погибших. Bomben über Dresden повторяет цифру в 200 000 погибших, впервые использованную Министерством пропаганды 25 февраля 1945 года; невыпущенная официальная немецкая оценка в то время была в 20 204 погибших. Эта оценка стала общеизвестной в 1977 году и широко распространённые преувеличения числа жертв бомбардировок Дрездена были давно опровергнуты[28].
Работы Куровски стремятся передать происходившее в войне «как было», но его стиль изложения событий часто приводит к приукрашиванию действительности и полуправде. Куровски часто смешивает факты и вымысел в своих работах, создавая искажённый образ немецких военных и продвигая послевоенную концепцию Nur-Soldat («только солдат»)[29][30]. В своей книге 1995 года Count Not the Dead: The Popular Image of the German Submarine канадский историк Майкл Хэдли назвал работы Куровски «халтурой» и «макулатурным чтивом» (англ. "pulp-trade yarn")[31]. Он описал Куровски как «pulp-писателя» и «писателя-халтурщика»[31].
Хэдли пишет, что Куровски сильно опирается на ранее опубликованные материалы, например в своей работе Knights of the Seven Seas (с англ. — «Рыцари семи морей»). Подписанная как «хроника жертвования» (англ. Chronicle of Sacrifice), книга повторяет мифологию об U-boat, например «27 082 погибших, которые храбро противостояли противнику» (аллюзия к «бессмысленному жертвованию» военных на U-boat немецким верховным командованием). Хэдли отмечает, что «многие данные корректны: имена, места, потопленные корабли и полученные медали», но рассказы участников представляют собой «смесь фактов и фантазии», которая близко повторяет агиографические (хвалебные) рассказы о командирах U-boat из нацистской эпохи[32].
Бывшие солдаты, которых опрашивал для своих книг Куровски, замечали, что их рассказы в опубликованном виде содержали значительные искажения и приукрашивания и во многих случаях не соответствовали действительности. Один из солдат, Рольф Климанн (нем. Rolf Kliemann), предложил Куровски внести изменения, но был проигнорирован. Климанн утверждал, что «Куровски попросту наполнил факты красивыми баснями…»[33].
В своём обсуждении романтизации Вермахта и Ваффен-СС Смелсер и Дэвис указывают на обширное знание «гуру» (включая Куровски) военных реликвий (милитарии[en]), так как эти авторы «настаивают на подлинности в своих работах [и] совмещают ужасно точное знание деталей (…), от транспортных средств до униформ и медалей, с романтической героизацией немецкой армии, борющейся за спасение Европы от хищного коммунизма»[34].
Смелсер и Дэвис описывают версию войны на Восточном фронте, представляемую Куровски, как «почти что благородную», в которой немецкие войска «проявляют заботу о раненых русских, несмотря на многочисленные зверства» советской армии против немцев[34]. В одном из рассказов Куровски Михаэль Виттман поражает 18 танков за один бой, после чего его начальник Йозеф Дитрих представляет ему железный крест и спрашивает, есть ли у Виттмана какие-либо просьбы. Не раздумывая, Виттман якобы просит о помощи раненому «русскому» солдату, которого он заметил. В книгах Куровски есть множество других подобных проявлений «гуманности», создающих общий образ немецких солдат как людей «без изъянов и недостатков характера». Смелсер и Дэвис заключают, что «рассказы Куровски — хвалебные тексты, которые выставляют немецких солдат в чрезвычайно положительном свете»[35].
Согласно Хэдли, Куровски сосредотачивался на «создании героев» в ущерб исторической правде[29]. Вместе с фактами его работы содержали вымышленные истории. Историк Роман Тёппель пишет, что «прискорбно то, что Куровски иногда воспринимался как культурно значимый историк в иноязычных [ненемецкоязычных] исторических исследованиях». Таким образом вымышленные утверждения Куровски попали в литературу о Второй мировой войне[10].
В статье, посвящённой 60-летию бомбардировки Дрездена, немецкая газета Berliner Zeitung описывает карьеру Куровски как автора «шаблонных» книг о «последних битвах за Рейх», «орлином зове из штаб-квартиры фюрера» и «штурмовых орудиях в действии»[36]. В интервью с одним из дрезденских книготорговцев, отказавшихся продавать книгу Куровски 1996 года Das Massaker von Dresden (с англ. — «Резня Дрездена»), он описывает её так: «Это правая чушь. Книга упоминает 200 000 умерших, но этому нет источника. В ней совсем нет библиографии»[36].
Куровски публиковал многие свои книги под псевдонимами в зависимости от темы. По своему утверждению он использовал своё настоящее имя для «более серьёзных работ» и обычно использовал псевдонимы для работ жанра вымысла[37]. Тем не менее, существуют случаи, когда те же работы публиковались под его реальным именем и псевдонимом разными издателями. Биография генерала Хассо фон Мантойфеля, выпущенная под авторством как Куровски, так и Иоахима фон Шаулена (нем. Joachim von Schaulen), является одним из таких примеров. В число многих псевдонимов Куровски входят:
![]() ![]() | ||||
---|---|---|---|---|
|