Надирша́х (имя при рождении — Нады́р) Муга́дович Хачила́ев (10 июня 1959[1], Кума, Дагестанская АССР — 12 августа 2003, Махачкала, Дагестан, Россия) — российский политический деятель. Депутат Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации II созыва, председатель Дагестанского отделения Фонда мира и Союза мусульман России, который Министерство юстиции России признало экстремистской организацией.[2] В 1990-х и 2000-х годах считался лидером лакского народа[3][4][5]. Обвинялся в организации массовых беспорядков, что было доказано в суде.[2] Погиб в 2003 году в Махачкале в результате покушения.
Надиршах Хачилаев | |
---|---|
лакск. Хачилавхъал Надиршах Мугадлул арс | |
![]() | |
Дата рождения | 10 июня 1959(1959-06-10)[1] |
Место рождения | Кума, Дагестанская АССР, РСФСР, СССР |
Дата смерти | 12 августа 2003(2003-08-12) (44 года) |
Место смерти | |
Страна |
|
Род деятельности | политик, Депутат Государственной думы Российской Федерации |
Отец | Мугад |
Мать | Фатима |
Дети |
сыновья: Муртуз, Сурхай, Ансар, Амир, Надиршах дочь: Амина |
![]() |
Родился 10 июля 1959 года в селении Кума.[6] Затем жил в Хасавюрте. По национальности лакец.[6] Отец — пастух, мать — домохозяйка. Братья — Магомед, Адам и Джабраил. Две сестры.
В 1977 году, после окончания средней школы, работал чабаном.[6]
Военную службу в Советской Армии проходил в спортивной роте на территории Белорусской ССР и Украинской ССР.[6]
В 1980 году переехал в Ленинград, где выступал за городскую сборную по карате. Имел чёрный пояс по карате.
В 1983 году в течение одного года учился на дневном отделении переводческого факультета Литературного института (курс И. Л. Волгина и Е. А. Долматовского), а затем перевёлся на заочное отделение, которое окончил в 1987 году.[6] Кроме того учился в Краснодарском государственном институте физической культуры и в Государственном дважды орденоносном институте физической культуры имени П. Ф. Лесгафта.[6]
В Москве работал в охранной фирме «Гермес», оказывавшей коллекторские услуги. Владел несколькими фирмами, в том числе, магазином «Москвич» в Махачкале и банком «Магриб».
19 февраля 1996 года при поддержке А.-В. В. Ниязова возглавил Союз мусульман России, сменив муфтия Мукаддаса Бибарсова.[7] Позднее эта организация была признана Министерством юстиции России экстремистской.[2]
В мае 1996 года спецслужбы Азербайджана передали властям Дагестана список граждан республики Дагестан, въезд которых на территорию Азербайджана нежелателен. В списке из 96 человек оказались некоторые представители лезгинского национального движения «Садвал» («Единство»), а также председатель движения «Союз мусульман России» (СМР) Надир Хачалаев и активисты СМР[8].
В 1996 году сопровождал секретаря Совета Безопасности России А. И. Лебедя во время его миротворческой поездки к лидерам чеченских сепаратистов в Чечню.
8 декабря 1996 года баллотируясь по Махачкалинскому территориальному округу № 11 одержал победу на выборах депутатов Государственной думы РФ.[6] Был депутатом Государственной думы второго созыва.[6] В 21 марта 1997 году был принят во фракцию «Наш дом — Россия».
Участвовал в освобождении заложников, захваченных чеченскими сепаратистами в конце 1990-х. По данным газеты «КоммерсантЪ» освободил более 50 заложников[9]. Один из них — 73 летний москвич Виталий Козьменко, проведший в чеченском плену более года[9]. В феврале 1999 года обозреватель газеты «Известия» О. М. Блоцкий писал:[10] «Мало кто знает о том, что за два последних года Хачилаев освободил из чеченского плена десятки российских солдат. Он не собирал прессу и не красовался на фоне пленных перед телекамерами. Он просто вывозил ребят в Махачкалу, покупал им билеты и отправлял домой».
Хачилаев неоднократно обвинял высшее руководство Республики Дагестан в коррупции и хищении денег, поступавших из федерального бюджета, требуя создания парламентской комиссии для расследования.[источник не указан 1843 дня]
20 мая 1998 года в центре Махачкалы кортеж братьев Хачилаевых, возвращавшихся из Чечни, где они вели переговоры об освобождении заложников, остановили для проверки документов сотрудники милиции, которые попытались разоружить охрану Хачилаевых, что привело к перестрелке, в ходе которой погиб один из милиционеров. После чего Хачилаев, вместе с частью своих сторонников, забаррикадировался у себя дома. 21 мая 1998 года на митинге собранном сторонниками Хачилаевых на центральной площади Махачкалы возле здания Государственного совета вновь произошла перестрелка с сотрудниками милиции, после чего митинг перерос в массовые беспорядки и вылился в силовой захват здания Правительства Республики Дагестан, который брат Хачилаева и его сторонники удерживали сутки, пока проводились переговоры. В ходе столкновений погибли сотрудники милиции, а четверо милиционеров были захвачены сторонниками Хачилаевых.[5][6][11].
В захвате Государственного совета в Махачкале в мае 1998 года прокуратура обвинила Надиршаха и его брата Магомеда, а после 11 сентября 1998 года, согласившись с её доводами, Государственная дума лишила Хачилаева депутатской неприкосновенности[12] После этого Хачилаев был объявлен в федеральный розыск, а его брат арестован.[13]
Скрывался в Чечне и в ваххабитском анклаве в селе Карамахи. В июле 1999 года Надиршах находился в селении Гиляны Ножай-Юртовского района Чечни. Он пригласил в соседнее село Зандак депутатов Госдумы РФ Дмитрия Рогозина, Тельмана Гдляна и двух российских генералов, включая заместителя начальника ГУБОП МВД России, чтобы в присутствии большой группы журналистов из Москвы передать им двоих русских православных священников, ранее захваченных братьями Ахмадовыми — чеченскими бандитами из Урус-Мартана. Торжественная церемония сорвалась: когда гости ждали приезда автомобиля с освобождёнными заложниками, внезапно к селу подъехали несколько военных грузовиков, из которых высыпали вооружённые автоматическим оружием и гранатомётами люди. Это были боевики дагестанского ваххабита Багаутдина Магомедова, которые взяли в плотное кольцо столичных гостей и залегли в поле по периметру. Банда Магомедова прославилась похищениями людей, которых они крали в Дагестане, а затем удерживали до получения выкупа на территории соседней Чечни. По одной из версий, Магомедов был недоволен активностью Надиршаха на территории, которую считал своей. По другой, в срыве передачи заложников напрямую были заинтересованы власти Дагестана, которым был невыгоден рост популярности Хачилаевых. Надиршаху и его брату Магомеду пришлось потратить несколько часов, чтобы убедить Багаутдина убраться вместе с его боевиками восвояси. Всё это время вооружённые сподвижники братьев Хачилаевых и боевики Магомедова держали друг друга на прицеле.[14]
В октябре 1999 года Надиршах Хачилаев был арестован.[13] Этому предшествовала силовая специальная операция, которую провели спецслужбы. Однако, адвокаты Хачилаев заявляли, что он был задержан в Москве, куда прибыл по приглашению ФСБ России для проведения переговоров о его посредничестве в освобождении генерала МВД России Г. Н. Шпигуна, который был похищен в марте 1999 года и находился в плену у чеченцев.[9]
В июне 2000 года был вместе со своим братом признан виновным в организации захвата заложников и незаконном хранении оружия и приговорён Верховным Судом Дагестана к 1,5 годам лишения свободы, а Магомед — к 3 годам лишения свободы и 41 тысячи рублей штрафа. Однако оба были освобождены в зале суда в связи с амнистией Государственной думы по случаю 55-летия Победы[13][11].
В январе 2002 года в Махачкале был задержан милицией, а местная прокуратура обвинила в случившемся 18 января подрыве грузового автомобиля с военнослужащими 102-й бригады Внутренних Войск, из-за которого погибло семь человек.[13] Во время обыска, проведённого в доме Хачилаева, оперативниками было произведено изъятие обнаруженных там оружия и боеприпасов, а также кассет с видеозаписями на которых было запечатлены издевательства над военнослужащими Российской Армии.[13] При этом официальный представитель Управления ФСБ по Дагестану Мурад Гаджимурадов в интервью газете «Известия» выразил недоумение действиями сотрудников милиции, задержавших Хачилаева, заявив, что те не поставили в известность ФСБ, ведущую уголовное дело по факту взрыва, и не понимает, какое отношение к этому взрыву имеет Хачилаев[15]. 25 января находясь в следственном изоляторе Хачилаев объявил бессрочную голодовку, выступив с требованием, чтобы его освободили из под стражи и провели беспристрастное расследование.[13] 11 марта 2002 года Советский районный суд Махачкалы полностью оправдал Хачилаева.[13][3].
В марте 2003 года выдвинул свою кандидатуру на выборах депутатов Народного Собрания Республики Дагестан, но проиграл.[13]
В 1985 году написал повесть «Хроника выживания», которая в сокращенном переводе И. Л. Волгина была под названием «Спустившийся с гор» опубликована в декабрьском номере журнала «Октябрь» за 1995 год. В предисловии Волгин назвал его «дагестанским Хемингуэеем».
После смерти Хачилаева, в некрологе, опубликованном в «Литературной газете» писатель и историк И. Л. Волгин написал:[16]
(...) “От внимательного читателя, – писал я в предисловии к “Спустившемуся с гор”, – не укроются сокровенные смыслы этого текста, “наивность” которого лишь подчеркивает трагизм воплощенной в нем жизни”. Это была скупая, аскетичная и очень жестокая проза. В ней было много правды и не меньше крови. Уже вовсю шла первая чеченская (она же гражданская) война, и российского читателя не могла не поразить внутренняя сопряженность изображаемых Хачилаевым уже сравнительно давних событий с теперешним ходом вещей. Северный Кавказ представал под его пером отнюдь не как область романтических влечений, но как зона беды, как готовый в любую минуту взорваться котёл. Это был живущий по своим, родоплеменным и нередко криминальным законам мир, чья ментальность никак не вписывалась в “усредненный” советский пейзаж.
Однако сам Хачилаев в 2001 году в своём интервью заметил:[2]
В журнале «Октябрь» в 1995 г. под моей фамилией была напечатана повесть «Спустившийся с гор». Но я её не писал. Это сделал писатель Игорь Волгин на основании моих дневниковых записей, придав им сюжет, которого у меня не было.
В том же году Хачилаев заявлял о намерении написать книгу «Наш путь газзавата», в которой, по его словам, собирался поведать читателям о том, как следует бороться с разложением моральных ценностей.
11 августа 2003 года Надиршах Хачилаев был убит.[13] Это произошло возле его собственного дома в Махачкале, когда выходил из своего автомобиля Toyota Land Cruiser. Шквальный огонь был открыт из проезжавшего мимо автомобиля «ВАЗ 21099».
Сутки спустя на улице Пархоменко в Махачкале, где расположен особняк давнего оппонента Хачилаева мэра Махачкалы Саида Амирова, был найден автомобиль, из которого велся огонь, а в нём оружие — автомат Калашникова и пистолет-пулемёт «Кедр».
Среди версий убийства: предполагавшееся возвращение Хачилаева в большую политику, а также кровная месть — в мае 1998 года возле дома Хачилаева в перестрелке погибли пятеро ОМОНовцев.
Стоит отметить, что два родных брата Надиршаха также были убиты. В 1993 году погиб родной брат Надиршаха Адам. От пуль в 2000 году погиб и Магомед Хачилаев.
Командующий российскими войсками 1995—2002 в ходе боевых действий в Чечне и Дагестане, генерал-полковник Г. Н. Трошев писал о нём в своих воспоминаниях «Моя война. Чеченский дневник окопного генерала» как о ваххабитском лидере Дагестана, одном из командиров сепаратистов в Кадарской зоне.[17]
![]() Представители Республики Дагестан в Государственной думе | ||
---|---|---|
I созыв (1993—1995) |
| ![]() |
II созыв (1995—1999) |
| |
III созыв (1999—2003) |
| |
IV созыв (2003—2007) |
| |
V созыв (2007—2011) |
| |
VI созыв (2011—2016) |
| |
VII созыв (2016—2021) |
| |
VIII созыв (2021—2026) |
|