Зульфуга́р Ахмедзаде (Ахмед-заде, Ахмедзода́; тал. Zulfuğar Əhmədzodə, азерб. Zülfüqar Əhmədzadə; 14 июня 1898[1], Пенсар — 1[2] июня 1942, Мариинск) — талышский[3][4][5][6][7][8] поэт, общественный и политический деятель, публицист, переводчик, лидер талышского национально-культурного возрождения в 1930-х годах[4][9].
Зульфугар Ахмед оглы Ахмедзаде | |
---|---|
тал. Zulfuğar Əhmədzodə | |
![]() | |
Псевдонимы | Зулфугар Пенсəж |
Дата рождения | 14 июня 1898(1898-06-14) |
Место рождения |
|
Дата смерти | 1 июня 1942(1942-06-01) (43 года) |
Место смерти |
|
Гражданство (подданство) |
|
Род деятельности | поэт, переводчик |
Направление | поэзия |
Жанр | стихотворение, поэма |
Зульфугар Ахмед оглы Ахмедзаде родился в 1898 году в селе Пенсар (ныне в Астаринском районе Азербайджана) в бедной крестьянской талышской семье. Родители занимались крепостными сельским хозяйством, имели небольшую чалтычную плантацию, являлись крепостными крестьянами (раиятами) известного Мир Ахмед Хана Талышинского. В автобиграфии Ахмедзаде рассказывает случай, что стражники Мир Ахмед Хана Талышинского избили его отца старика до безсознания, из-за того, что он своевременно хану не мог дать бахра. Родители умерли до первой мировой войны[1].
В 9 лет, по инициативе своего отца был устроен у сельского учителя, где учился 2 года и научился читать, писать и говорить на персидском языке. В 1913—1914 годах окончил сельскую школу (мектаб) на персидском языке в родном селении Пенсар, научился говорить и писать по-персидски, приступил к изучению арабского языка. В 1916—1917 годах окончил 2-х классную сельскую школу также в селении Пенсар. Имея колоссальное желание к учению поехал в Ленкорань и поступил там в 1-ую группу школы. Когда перешёл во 2-ую группу, то скончался отец и он оставил обучение и принялся за сельское хозяйство. Работал таким образом в течение 2-х лет в сельском хозяйстве. В 12 лет проявилась способность к рисованию и стихотворству. Увидев такую способность, друг отца, житель города Ленкорани, гражданин Абульфас Гасанов, уговорил оставить сельское хозяйство и заняться торговлей. Он взял его компаньоном к себе и дал денег. С этими деньгами Ахмедзаде начал торговать и продолжал это дело 1 год, но будучи молодым и неопытным, да к тому же не имея абсолютной охоты к торговле, он не только не зарабатывал, но даже истратил имеющиеся средства. В то же время в селе находился один учитель, по происхождению русский, Ахмедзаде поступил к нему и в течение 4-х месяцев учился русскому языку[1].
В 1916 году когда ему было 19 лет, вступил в партию «Адалят» Ленкоранской организации, в качестве агитпропагандиста и работал в окрестных селах г. Ленкорани. Большею частью работал в своем селе. Работая таким образом всячески старался привлечь общественное мнение на сторону партии «Адалят» и агитировал к борьбе против власти ханов и беков. Вел активную большевистскую агитацию в талышских деревнях. В результате этой борьбы в мае 1919 года, когда контрреволюционная банда второй раз взяла село Пенсар, они разгромили его имущество, сожгли дом и убили (отрезали голову) его брату Джабраилу Ахмедзаде. В августе 1919 года, когда мусаватская армия с контрреволюционными бандами вступила в город Ленкорань, не однократно подвергался избиениям.
После написания фельетона под заглавием «Mənə nə» («Что мне») разоблачающие мусаватских приставов, офицеров (забитов), ханов, беков и партию мусавата, был сильно избит одним из мусаватских забитов Эюбом Эфенди, это уже было на кануне апрельской революции когда он работал в подпольной организации «Гуммет» АКП(б) в гор. Ленкорани. Вступил в партию с помощью товарища Калантарова Муталлиба, который знал его в период 1917—1918 гг. как молодого революционера. В подполье выполнял агитационную работу среди трудящихся талышей.
После апрельской революции поступил учителем в своём селе Пенсар и вёл работу в коммунистической ячейке в качестве председателя ячейки. В период 1920—1921 г.г. принимал вооруженное участие против контрреволюционных банд в Астаринском и Ленкоранском районах. В 1920—1921 учебном году устроился в Астраханбазарскую школу Ленкоранского уезда, в качестве заведующего школой. По окончании учебного года партия мобилизовала и назначила ответственным инструктором 4-го дайрапарткома г. Ленкорани. До этого в 1920 г. окончил 3-х месячные педагогические курсы в г. Ленкорани и в то время являясь ответственным инструктором поступил на 6 месячные педагогические курсы в г. Ленкорани и окончил их. В конце 1921 года был назначен уполномоченным по борьбе с бандитами и работал в Исполкоме. В 1922-1923 гг. вёл усиленную борьбу с бандитами в горах, разоружал их и ловил. Вёл обязанность председателя Дейрамисполкома в Зуванде. В 1924 г. был заведующим земельным отделом при Ленкоранском УИКе, в 1925 г. заведовал УОНО Ленкоранского уезда. 01.08.1926 г. командировали в Курдистанский уезд и назначили заведующим ОВУ.[1]
В 1930 году окончил II курс заочного педагогического института, затем поступил в Аз. ГНИИ в отделение языка и литературы, откуда в конце 1 курса был мобилизован.
По профессии был учителем, заведовал отделом по национальным меньшинствам издательства «Азернешр».
В 1918 году стал членом организации «Гуммат», а в 1919 году вступил в партию большевиков и в 1920—1938 годах занимал ряд правительственных должностей:[4][9][1]
В 1932 году выступая на собрании указал, что Коммунистическая партия Азербайджана долгое время возглавлялась не азербайджанцами и лишь 9 % азербайджанцев работают в ЦК, остальные — армяне, русские, евреи и грузины. За данное высказывание попал в немилость и был направлен работать в Армянскую ССР[9].
Партийность: член партии «Адалят» (1918—1919), член ВКП(б) (10.1919—06.1938), исключён в связи с арестом, был восстановлен посмертно 15 января 1957 года[3].
В Азербайджанской ССР в области исследования талышского языка ещё в 1930-е гг. была проведена значительная работа. С целью ликвидации неграмотности среди талышей в 1928 году на основе латинской графики был создан алфавит талышского языка. В этот период были открыты школы на талышском языке, а в городе Ленкорань был организован Талышский педагогический техникум. Были написаны учебники для неполного среднего образования до 6 класса талышских школ. К концу 1920-х было наложено книгоиздание на талышском языке на базе бакинского издания «Азернешр», создан талышский театр[10]. Особые заслуги в этом деле принадлежат Зульфугару Ахмедзаде, Музаффару Насирли, Гуламу Алекберли, благодаря деятельности которых в 1930-х годах были изданы азбука, школьные учебники и книги, посвящённые талышскому языку. В период 1930—1938 гг. на талышском языке было издано много переводов художественной литературы, талышский язык был исследован и азербайджанскими учеными языковедами[5].
В 1930-х годах при Азербайджанском государственном научно-исследовательском институте была открыта секция по изучению и развитию талышской культуры. При союзе азербайджанских писателей-пролетариев организован отдел талышских писателей-пролетариев с целью просветления талышских рабочих и колхозников[11].
В статье талышского исследователя Игбала Абилова указывается, что[10]
из переводимой и создаваемой литературы на талышском языке можно выделить следующие основные группы: школьная и учебная литература (включая сборники художественной литературы, грамматику талышского, тюркского и русского языков для талышских школ), пропагандистские и официальные материалы (включая перевод советской конституции или речей И. В. Сталина, Л. П. Берии, В. М. Молотова на талышский язык), переводы азербайджанской, русской и мировой литературы (М. Ф. Ахундов, Д. Дефо, С. Я. Маршак, М. Сеидзаде, Ф. Шиллер, Дж. Лондон, И. С. Тургенев, А. П. Чехов), книги по санитарии, сельскому хозяйству и т. п. Отдельного внимания заслуживает сборник талышских песен, опубликованный известным фольклористом и журналистом Музаффаром Насирли (1902—1944). Многие из этих книг сохраняют свою актуальность и в наши дни.
После пленума ЦК, состоявшегося 6 июня 1937 года, накануне XIII съезда Компартии Азербайджана, где обсуждался вопрос о содержании предстоящего отчета ЦК съезду в числе других был затронут вопрос об очищении азербайджанского языка. Один из участников обсуждения заговорил о необходимости «очищения татского языка». На что Мирджафар Багиров сказал — «Я думаю, пора перейти от татского, курдского, талышского языков к азербайджанскому языку. Наркомпрос должен проявить инициативу, все они азербайджанцы.»[2][12]
После данного пленума было принято решение об отходе от обучения на иных языках и перехода на азербайджанский язык. К 1936—1938 годам талышская интеллигенция была подвергнута репрессиям, талышские школы, театр и педагогический техникум закрыты, издание книг и газет прекращено.
Вступил в конфликт с руководителем и первым секретарём ЦК коммунистической партии Азербайджанской ССР Багировым.
Бывший революционер Ширали Ахундов из деревни Гирдани Ленкоранского района (родом из деревни Разгов Лерикского района) имел контакты с Зульфугаром Ахмадзаде. Ширали Ахундова пытая заставили дать показания против З. Ахмедзаде (с его правой ноги сняли кожу). Ширали Ахундов, претерпевая пытки, сообщил: «В 1936 году я случайно встретил З. Ахмадзаде. Он сообщил мне, что является членом секретной организации, возглавляемой Бойукагой Мирсалаевым (также является жертвой репрессий[12]) и хотел чтобы я присоединился к ним. Целью организации также было отделение Талышской области от Азербайджана.»[9] По словам Ахундова: «он случайно встретился с З. Ахмедзаде несколько дней спустя. Зульфугар поручил ему направить двух молодых людей в Талыш для пропаганды и что его целью было отделение территории Талыша от Азербайджана». По этому обвинению было возбуждено уголовное дело против З. Ахмедзаде.[9][3]
В дальнейшем, как только раны Ширали Ахундова зажили, он письменно заявил, что ему пришлось оклеветать З. Ахмедзаде чтобы избавиться от пыток: «Меня пытали и заставили оклеветать З. Ахмедзаде. Мои показания были ложными»[9].
15 марта 1938 года был арестован органами НКВД Азербайджанского ССР и осуждён по ст. 64 Уголовного кодекса РСФСР (Измена родине) ОСО при НКВД СССР 23 августа 1938 года, как участник «Ленкоранского филиала контрнационалистической и повстанческо-террористической организации», ставящей «целью отторжение Ленкорани от Азербайджана» и создание «Талышской автономии». Приговором стало 5 лет исправительно-трудового лагеря. Срок отбывал в Кемеровской области, в городе Мариинск.[3]
З. Ахмедзаде также занимается творческой работой в тюремном лагере в Сибири, является редактором лагерной газеты, пишет стихотворения. На некоторое время назначается пекарем. Какой-то момент З. Ахмедзаде в лагере был помещен в карцер на 10 дней. После карцера З. Ахмедзаде начинает часто болеть, у него выпадают волосы, болят ноги[9]. В итоге не дожил до окончания срока, после тяжёлой, продолжительной болезни скончался в больнице города Мариинск (ныне — Кемеровской области) 1 июня 1942 года.
Одной из друзей Зульфугара Ахмедзаде, которая поддерживала его во время его пребывания в Сибири, была Гюлара Кадирбекова «Köylü qızı» («Дочь села»)[13]. Гюлара была общественным деятелем, публицистом, основателем и первым редактором журнала «Şərq qadını» («Восточная женщина»). Как и Ахмедзаде, её депортировали в Сибирь. В своих письмах своему сыну Эюбу Ахмедзаде, Зульфугар часто упонимает Гюлару и выражает ей уважение и благодарность[14].
Одним из ближайших друзей Зульфугара Ахмедзаде был народный поэт Азербайджана Самед Вургун. Со слов сына Зульфугара, Эюба Ахмедзаде известно, что когда Зульфугар Ахмедзаде находился в изгнании в Сибири, Самед Вургун лично просил Мирджафара Багирова вернуть Ахмедзаде: «Товарищ Багиров, у талышского народа есть единственный революционный поэт, он не виновен, верните его в Азербайджан», на что Багиров сердито сказал: «Самед, ты соображаешь, что говоришь, тысячи Ахмедзаде ушли, и теперь мне искать этого Ахмедзаде?» Просьба была отклонена[4][8].
Реабилитирован 9 августа 1956 года СКУД ВС АзССР за отсутствием состава преступления.[3]
Наиболее видный талышский общественный деятель тридцатых годов. Один из создателей современного талышского литературного языка.
Автор многих стихотворений и поэм на талышском, азербайджанском и других языках, среди которых особенно известны поэмы «Толыши жимон» («Жизнь Талыша», 1931 год, на талышском, совместно с Музаффаром Насирли), «Дәвардә ружон» («Прошедшие дни», на талышском) и «Арктика дастаны» («Арктическая сага» на азербайджанском, о затонувшем во льдах Арктики советском пароходе «Челюскин»), «Һандә китоб» («Книга для чтения» на талышском, совместно с М. Насирли), «Толышә зывон» 1937 года («Талышский язык», совместно с Г. Алакбарли), «Кырынго» («Журавль» на талышском). Его поэма «Арктика дастаны» («Арктическая сага») была удостоена первого места на литературном конкурсе в 1934 году и Союз писателей Азербайджана вручил Ахмедзаде приз в 5000 рублей. При участии в конкурсе поэму он представлял под псевдонимом «Göyərçin» («Голубь»).[15][8]
В 1933 году стихотворение Ахмедзаде «Колхоз че сосијализми роје» было переведено с талышского языка на русский Б. Серебряковым под названием «Колхоз — путь к социализму» и опубликовано в журнале «Литературное Закавказье»[16].
Ахмедзаде перевёл на талышский язык произведения классиков русской и мировой литературы, написал учебники и учебные пособия по талышскому языку для начальной школы[17].
В Сибири в ссылке написал роман «Сибирь» и пьесу «Köylü qızı»(«Дочь села»), также иные стихотворения.[8]
Проделанная работа Зульфугара Ахмадзаде, его творчество и жизненный путь оказали большое влияние на умы будущих писателей и поэтов на талышском языке. Создание талышского алфавита на латинице связано с его именем. Тофиг Ильхом, Али Насир, Ханали Толыш, Ахад Мухтар, Хилгат, Масуд Довран, Валишах и многие другие, пользовались талышской литературной школой Зульфугара Ахмедзаде, и начиная с 1970-х годов сыграли важную роль в развитии талышского литературного языка[9].
28 октября 1998 года в городе Ленкорани была проведена конференция, посвященная 100-летнему юбилею Зульфугара Ахмедзаде.
29 октября 1998 года уже в городе Астара был проведён концерт в честь 100-летнего юбилея поэта.
28 марта 2015 года в Московском Доме Национальностей прошёл вечер памяти З Ахмедзаде. В доме национальностей собрались деятели и активисты талышских диаспоральных организаций Москвы и других городов России. Участники дня памяти выступили с докладами о жизни и творчестве просветителя. Гости мероприятия имели возможность более подробно ознакомиться с политических взглядами Ахмедзаде, узнать о взаимоотношениях с ключевыми фигурами интеллигенции Азербайджанской ССР и с руководством республики.[18]