Иван Приблудный (настоящее имя Яков Петрович Овчаренко; 1 (14) декабря 1905, село Безгиново[1][2], Старобельский уезд, Харьковская губерния, Российская империя — 13 августа 1937, Москва, СССР) — русский советский поэт.
Иван Приблудный | |
---|---|
![]() | |
Имя при рождении | Яков Петрович Овчаренко |
Дата рождения | 14 (27) декабря 1905 |
Место рождения | село Безгиново, Старобельский уезд, Харьковская губерния, Российская империя |
Дата смерти | 13 августа 1937(1937-08-13) (31 год) |
Место смерти |
|
Гражданство (подданство) |
|
Род деятельности | поэт |
Годы творчества | 1922—1937 |
Направление | Новокрестьянская поэзия, соцреализм |
Жанр | Лирика |
Язык произведений | русский |
Дебют | «Тополь на камне» |
Принадлежал к кругу «новокрестьянских» поэтов, входил в окружение Сергея Есенина.
Репрессирован в 1937 году, реабилитирован посмертно.
Родился в крестьянской семье. Обучался в земской школе, окончив три класса.
В 1920 году покинул родное село, работал после этого некоторое время батраком и пастухом, выступал в труппе бродячего цирка, а в декабре того же года поступил в 17-ю кавалерийскую дивизию Червонного казачества под командованием Г. И. Котовского. Служа добровольцем в дивизии, получил прозвище, ставшее впоследствии его поэтическим псевдонимом.
Начальник особого отдела дивизии, заметив поэтический дар своего бойца, снабдил его рекомендательным письмом к секретарю Краснопресненского райкома партии Москвы Г. Беленькому и направил в столицу.
В 1921 году Приблудный был принят в московский интернат для одарённых детей.
Валерий Брюсов, ознакомившись со стихами Приблудного, в 1922 году пригласил начинающего поэта обучаться в возглавляемом им Высшем литературно-художественном институте.
Учась в «Брюсовском институте», Приблудный знакомится, а затем и сближается с Сергеем Есениным, который отзывается о молодом поэте так: «Замечательная стерва и талантливый поэт, очень хороший…»[3]. Известно о фотографии Есенина с его дарственной надписью Приблудному следующего содержания:
Милому Приблудному
с нежностью великой
и непобедимой
С. Есенин.
апрель 1924.— [4]
В 1923 году стихи Приблудного впервые публикуются в журнале «Красная нива». В том же году составляется и первый литературный сборник Приблудного под названием «Гость из Украины. Стихи. 1923, январь — июль», который, однако, в свет не вышел.
После смерти В. Брюсова и прекращения существования его института Приблудный переводится в Ленинградский университет, но не заканчивает его и возвращается в Москву в 1926 году. За время пребывания в Ленинграде знакомится с поэтом Николаем Брауном и музыкантом Леонидом Утёсовым[5].
В том же 1926 году выходит в свет первый сборник стихов Приблудного — «Тополь на камне» (книга предваряется посвящением «любимому учителю» Сергею Есенину, к этому времени уже погибшему).
В 1926 участвует в вечере в честь Константина Вагинова, где, по словам М. М. Бахтина, во время выступлений были нападки на Вагинова со стороны Приблудного.[6]
В 1931 году издаётся второй (и последний прижизненный) сборник стихов Приблудного — «С добрым утром».
Во второй половине 1920-х годов Приблудного вербует ОГПУ в качестве своего секретного агента-осведомителя. Однако поэт не оправдывает ожиданий чекистов: в 1931 году Приблудный фактически рассекречивает себя, а в ОГПУ сообщает, что оно «преувеличивает политическое значение поступающих в его распоряжение агентурных данных о политической нелояльности поведения тех или иных лиц»[3].
В том же 1931 году в журнале «Смена» появляется критическая рецензия на новую книгу стихотворца за подписью В. Волкова и И. Любовича, обвинивших Приблудного в «мелкой буржуазности». Страница 24 журнала полностью занята язвительной статьёй под названием «Дайте Приблудному квартиру!». В статье разгромлен новый сборник Приблудного «С добрым утром», приводятся выдержки, которыми обосновывается непонимание поэтом масштабов нового строительства, его стремление к воспеванию «отсталости». Статья сопровождена карикатурой Кукрыниксов, изображающей Приблудного в майке, с гитарой под мышкой, который тянет руку для рукопожатия к стоящим перед ним трём смехотворным фигуркам, в которых легко узнаются трое новокрестьянских поэтов: Пётр Орешин, Сергей Клычков и Николай Клюев.
Появилась и другая негативная рецензия — в журнале «На литературном посту» Лев Гладков писал: «На многих стихах Приблудного можно заметить несомненное влияние С. Есенина. Подобно ему, он любит разговаривать с вещами и животными с той аффектацией, слезливой сентиментальностью, которая была характерна для Есенина. Волна упадочничества не прошла мимо Приблудного…»[7].
За всё это, а также за распространение эпиграммы на Ворошилова[К 1], поэта арестовывают 17 мая 1931 года и ссылают в Астрахань.
Возвратившись из ссылки в Москву в 1935 году, был вынужден жить у бывшей жены, поскольку собственного жилья у него не было. Затем поселился в комнате одной из полуподвальных квартир в доме на Малой Дмитровке. Существовал на случайные заработки, жил в нищете. Пытался вступить в Союз писателей СССР, но получил отказ.
Второй арест — 7 апреля 1937 года. По делу поэта в НКВД был вызван Евгений Пермяк, который дал на него показания[8]. Приблудный был обвинен в участии в контрреволюционной террористической организации поэтов, подготовке терактов против руководителей большевистской партии и правительства СССР. По некоторым свидетельствам, находясь в тюрьме, Приблудный сочинял ёрнические стихи в адрес наркома НКВД Н. Ежова[7]. Осужден 13 августа 1937 года Военной коллегией Верховного Суда СССР, приговорён к расстрелу. Казнён немедленно после вынесения приговора вместе с ещё 26-ю приговорёнными в тот день, в числе которых были литераторы Николай Зарудин, Борис Губер и Александр Воронский.
Реабилитирован посмертно 24 ноября 1956 года, в 1985 году посмертно принят в члены Союз писателей СССР[7].
Весной 1923 года Приблудный на поэтическом вечере впервые познакомился со своей будущей женой Натальей Петровной Зиновьевой (впоследствии — Милоновой) (1906—2000 гг.)[9][10], в то время — студенткой Литературного института, дочерью врача-психиатра Петра Михайловича Зиновьева, лечившего Есенина[11].
Сама Наталья Петровна впоследствии так описывала свои первые впечатления от знакомства с Приблудным: «Небольшого роста, широкоплечий, мускулистый, свежее лицо подростка, тёплые карие глаза… Читал он стихотворение „О чернобровая Украйна“, и, кажется, стихи о дедке… Простые ясные стихи мне очень понравились. Читал он прекрасно, без свойственного многим поэтам „подвывания“, неназойливо подчеркивая ритм и музыкальность стиха и так же неназойливо расставляя смысловые интонации. Голос был достаточно сильный, с легкой хрипотцой»[12].
В 1926 году молодые люди поженились, но к 1929 году брак распадается. Согласно воспоминаниям Натальи Петровны, это произошло по причине неумения Приблудного наладить семейный быт и обеспечить семью: «Я выкручивалась, заложила в ломбарде свои золотые часики, подарок бабушки в предвидении моего замужества (мне так и не удалось их выкупить), Иван занимал направо и налево. А когда получал деньги, покупал роскошные гостинцы, ненужные мелочи и… мы опять сидели на бобах»[12].
Н. П. Милоновой посвящён рассказ Валентина Сорокина «Верба одинокая», при этом сам Приблудный является одним из действующих лиц этого рассказа[13].
Никогда я не забуду ночи,
Ваш прищур, цилиндр мой и диван.
И как в вас телячьи пучил очи
Всем знакомый Ванька и Иван.
Никогда над жизнью не грустите,
У неё корявых много лап,
И меня, пожалуйста, простите
За ночной приблудный пьяный храп[14].
Приблудный имел в литературных кругах своего времени репутацию честного, добродушного человека, шутника и весельчака, балагура[15]. Он был постоянным участником пьяных загулов Есенина, что нашло отражение в некоторых есенинских стихотворениях, в частности, Никогда я не забуду ночи, посвящённом Софье Андреевне Толстой.
Как отмечала позже Н. Милонова, Приблудный вполне разделял с Есениным «славу скандалиста», хотя зачинщиком большинства драк и скандалов, по её мнению, был именно Есенин, а Ивану приходилось выступать в роли его защитника[12].
Возможно, что Иван Приблудный послужил Михаилу Булгакову прототипом (или одним из прототипов) для создания образа Ивана Бездомного. В частности, в пользу этой версии свидетельствуют некоторые совпадения между реальными фактами из биографии Приблудного и описанными в булгаковском романе деталями похождений Бездомного (потасовка в ресторане)[16].
В записных книжках Ильи Ильфа имеется следующая запись: «По улице бежит Иван Приблудный. В зубах у него шницель. Ночь»[17].
По мнению некоторых исследователей, Приблудного можно — в поэтическом смысле — смело считать учеником Есенина и в этом отношении примыкавшим к школе новокрестьянских поэтов. Так, отмечается влияние есенинских рифм и мотивов (антиурбанистика, разочарованность в людях, поэтизация природы и т. д.) на поэзию Приблудного[18].
С другой стороны, те же исследователи констатируют, что поэтика Приблудного вместе с тем отлична от поэтики Есенина отсутствием романтизации и мифологизации природно-национального; конфликт между природно-национальным и социальным в поэзии Приблудного описывается в более упрощённой форме, нежели у Есенина, и посредством более реалистичного поэтического языка[18]. Кроме того, называется и такое отличие поэзии Приблудного от новокрестьянских поэтов старшего поколения, как не свойственный последним оптимизм, при этом отмечается, что «стих Приблудного более энергичен и мажорен, что соответствует и более жизнерадостному мироощущению самого поэта»[15].
Некоторые стихотворения Приблудного (как, например, Прощай, подруженька, ты девочка гулящая…) получили хождение в виде песен[15]. Так, Приблудному приписывается сочинение одного из «канонических» вариантов знаменитой песни «Мурка»[19].
После возвращения поэта из астраханской ссылки его стихотворения отвечают, преимущественно, социально-политическому заказу[15].
В 1989 году в городе Новоайдар открыт памятник И. Приблудному (скульпторы — Щербаков Н. Н., Смирнов А. Г.)[20].
Также памятник и мемориальная доска установлены на родине поэта — в селе Безгиново[21].
Воспоминания Натальи Милоновой о Приблудном были в начале 1990-х переданы луганскому литератору А.П. Мальцеву с условием опубликовать только после её смерти. Сокращенный вариант был опубликован в 2007 в местном литературном альманахе «Крылья», полный текст издан книгой в 2020 году в Луганске (Украина)[22].
Эх, Клим, Клим,
Все мысли твои в ворох свалены,
Ведь лучше быть хвостом у Льва,
Чем задницей у Сталина.
Эх, Клим, пустая голова,
Навозом доверху завалена,
Уж лучше быть хвостом у Льва,
Чем задницей у Сталина.
Вопрос. Что вам известно о контрреволюционной деятельности Приблудного?
Ответ. Высказывания и поведение Приблудного Ивана ярко свидетельствуют о том, что Приблудный явно антисоветский человек, систематически занимавшийся контрреволюционной агитацией, поддерживавший близкие, дружеские отношения с врагами народа. Приблудный распространял контрреволюционную клевету, извращавшую лозунги партии и высказывания руководителей партии и правительства. Приблудный является автором многих контрреволюционных анекдотов, которые широко распространялись о руководителях партии и страны. Приблудный публично в ресторанах, пивных, кулуарах различных совещаний исполнял кулацкие стихи, в которых воспевал кулацкие хозяйства, шельмуя колхозное строительство. Он читал не только собственные стихи, но и антисоветские тоже кулацкого содержания стихи Клюева, П. Васильева. Кроме того, популяризировал уголовную романтику, составляя и редактируя песни уголовного содержания.
![]() ![]() | |
---|---|
В библиографических каталогах |
|
![]() | Эта статья входит в число добротных статей русскоязычного раздела Википедии. |