Никола́й Дми́триевич Кондра́тьев (4 (16) марта 1892, дер. Галуевская, Кинешемский уезд, Костромская губерния — 17 сентября 1938, полигон «Коммунарка», Московская область) — советский экономист. Основоположник теории экономических циклов, известных как «Циклы Кондратьева». Теоретически обосновал «новую экономическую политику» в СССР. Арестован ОГПУ 19 июня 1930 года по ложному обвинению[2]. Военной коллегией Верховного суда СССР 17 сентября 1938 года приговорён к расстрелу и в тот же день расстрелян. Дважды реабилитирован — в 1963 и 1987 годах.
Николай Дмитриевич Кондратьев | |
---|---|
| |
Дата рождения | 4 (16) марта 1892 или 16 марта 1892(1892-03-16) |
Место рождения |
|
Дата смерти | 17 сентября 1938(1938-09-17) (46 лет) |
Место смерти |
|
Страна |
|
Научная сфера | экономика |
Место работы |
|
Альма-матер |
|
Научный руководитель | М. И. Туган-Барановский[1] |
Награды и премии |
действительный член Эконометрического общества[d] |
Родился 4 (16) марта 1892 года в многодетной крестьянской семье в деревне Галуевская Кинешемского уезда Костромской губернии (ныне — в Вичугском районе Ивановской области, в 4.9 км от г. Вичуга). Сам Н. Д. Кондратьев по новому стилю считал своим днём рождения 17 марта (в выписке из метрической книги[3], вместо 12, было прибавлено 13 дней к дате рождения после смены календаря). Это закреплено в автобиографии учёного, датированной 28 апреля 1924 года[4], и в письме своей жене от 17 марта 1933 года[5].
С 1905 года учился в церковно-учительской семинарии в селе Хреново Костромской губернии, где подружился с будущим социологом Питиримом Сорокиным.
С 1905 года — эсер. В 1906 году становится членом Кинешемского комитета и входит в забастовочный комитет текстильщиков. В декабре 1906 года исключён из семинарии и арестован. После освобождения в 1907—1908 годах учился в училище земледелия и садоводства в Умани, одновременно работая помощником садовника[6].
В 1908 году уезжает в Санкт-Петербург и начинает учиться на Черняевских общеобразовательных курсах. В столице почти десять лет живёт в одной комнате с П. Сорокиным. В 1909 году поступает в частный Психоневрологический институт. В 1911 году получил экстерном аттестат зрелости в 1-й Костромской гимназии и в том же году поступил на юридический факультет Петербургского университета. После окончания университета в ноябре 1915 года, по представлению проф. И. И. Чистякова, юридический факультет выступил с ходатайством об оставлении Кондратьева при университете. Оставлен для подготовки к профессорскому званию при кафедре политической экономии и статистики.
Во время обучения и после окончания университета Кондратьев вёл активную научную и литературную деятельность. Он был личным секретарём известного учёного профессора М. М. Ковалевского, участвовал в деятельности научных кружков Л. И. Петражицкого и М. И. Туган-Барановского, сотрудничал с журналами «Заветы», «Вестник Европы», «Жизнь для всех», выступал с популярными лекциями, в том числе и в провинции, преподавал на агрономических и кооперативных курсах. В 1915 году публикует первую монографию «Развитие хозяйства Кинешемского земства Костромской губернии: социально-экономический и финансовый очерк» (446 с.).
Всё это время Кондратьев продолжал оставаться активистом партии социалистов-революционеров; он находился под негласным наблюдением, в 1913 году он был арестован и месяц провёл в заключении под следствием.
В 1916 году, продолжая научную деятельность в университете, начал работать в качестве заведующего статистико-экономического отдела Земского Союза Петрограда. К этому периоду относится смещение его интересов к аграрным проблемам.
После Февральской революции политическая деятельность Кондратьева активизируется. Он становится секретарём А. Ф. Керенского по делам сельского хозяйства. В апреле 1917 года Кондратьев участвует в подготовке и работе I Всероссийского Съезда Советов крестьянских депутатов, выступает на Съезде с докладом по продовольственному вопросу. Делегат III съезда партии социалистов-революционеров, состоявшегося 25 мая — 4 июня в Москве. В июне 1917 года его избирают товарищем председателя Общероссийского Продовольственного комитета — центрального органа Продовольственной комиссии Совета рабочих депутатов. На Всероссийском демократическом совещании в сентябре 1917 года, на которое Кондратьев был делегирован от Совета крестьянских депутатов, он был избран во Временный совет Российской республики (Предпарламент). 7 (20) октября 1917 года, непосредственно перед Октябрьской революцией, Кондратьев был назначен товарищем министра продовольствия Временного правительства.
После Октябрьской революции Кондратьев продолжал свою политическую деятельность как активист эсеровской партии. В ноябре 1917 года он был избран депутатом Всероссийского Учредительного собрания от Костромской губернии по списку партии социалистов-революционеров. В марте 1918 входит в состав «Союза возрождения России», объединившего эсеров, народных социалистов и кадетов для борьбы с большевиками. В 1919 году, после полного вытеснения эсеров большевиками из всех органов государственной власти, Кондратьев выходит из партии и переходит к исключительно научной деятельности. В августе 1920 года проходил по делу «Союза возрождения России», был арестован, но через месяц освобождён благодаря усилиям И. А. Теодоровича и А. В. Чаянова.
В 1918 году Кондратьев переезжает в Москву, где преподаёт в Кооперативном институте, Университете Шанявского и Петровской сельскохозяйственной академии, работает в Московском народном банке. Участник Помгола[источник не указан 1253 дня].
Кондратьев был одним из основателей и первым директором Конъюнктурного института при Наркомате финансов Союза ССР (1920—1928). В 1920—1923 годах — в Наркомземе, начальник управления сельскохозяйственной экономии и политики и «учёный специалист». Работал в сельскохозяйственной секции Госплана СССР. Под его руководством был разработан перспективный план развития сельского и лесного хозяйства РСФСР на 1923—1928 годы (сельскохозяйственная пятилетка Кондратьева), сочетавший плановые и рыночные принципы.
Выступал за углубление НЭПа, возлагая надежды на зажиточных крестьян, поскольку они обеспечивали рост производства, не одобрял монополию внешней торговли[7]. На заседании московского Сельскохозяйственного общества в феврале 1922 года сказал[8]:
Надо поставить точку над «i», поднять вопрос о «развитии русских капиталистических предприятий», надо приветствовать российский капитализм, раз мы приветствуем вхождение иностранного.
В ходе экономических дискуссий 1920-х годов Кондратьев и его соратники по Наркомзему и Конъюнктурному институту делали акцент на товарные, рыночные механизмы, видя в плане по возможности точный прогноз будущего движения народного хозяйства[9].
Арестован 10 августа 1922 года и включён в список лиц, подлежавших к высылке из России. Заместитель наркома земледелия В. Осинский написал ходатайство в Политбюро ЦК РКП(б) с просьбой освободить Кондратьева от высылки, в котором писал, что «арестован руководитель целого управления без всякого предупреждения комиссариата, благодаря чему срывается ряд статистических работ и выработка производ[ственного] плана комиссариата»[10]. 31 августа 1922 года Кондратьев был исключён из числа высылаемых[11].
В 1924 году для изучения организации сельскохозяйственного производства совершает научную поездку в США, Великобританию, Канаду, Германию в сопровождении жены (до рождения их дочери оставался год). Во время встречи в США высланный из России Питирим Сорокин предлагал другу остаться в Америке, но Кондратьев отказался[6].
В 1925 году опубликовал работу «Большие циклы конъюнктуры», вызывавшую научные дискуссии, в которой сформулировал теорию циклов в экономическом, социальном и культурном развитии капиталистических стран.
Позиции Чаянова и Кондратьева подверглись резкой критике большевистского руководства. Г. Е. Зиновьев называет концепцию сельскохозяйственного развития «манифестом кулацкой партии». После выступления И. В. Сталина на конференции аграрников-марксистов термины «чаяновщина» и «кондратьевщина» стали символами вредительства. 19 апреля 1928 года отстранён от должности.
В 1927 году опубликовал «Критические заметки о плане развития народного хозяйства», где отметил общую несбалансированность первого пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР и предсказал дефицит продуктов питания к концу первой пятилетки[12].
В 1930 году арестован по «делу Трудовой крестьянской партии». На показательном процессе «Союзного бюро ЦК меньшевиков» в марте 1931 года Кондратьев выступал в качестве одного из главных свидетелей, однако обвинитель Крыленко говорил о Кондратьеве так, как будто он был одним из главных обвиняемых, отмечал его принадлежность к так называемой контрреволюционной кулацко-эсеровской организации Кондратьева—Чаянова[13].
Коллегией ОГПУ 26 января 1932 года приговорён к 8 годам тюремного заключения. Содержался в Суздальском политизоляторе.
Военной коллегией Верховного суда СССР 17 сентября 1938 года приговорён к расстрелу и в тот же день расстрелян[14]. Расстрелян и похоронен на «Коммунарке» (Московская область)[15].
В мае 1963 года был реабилитирован одновременно с Л. Н. Юровским[16], но тогда об этой реабилитации не было опубликовано в СССР ни слова, продолжалось шельмование трудов Н. Д. Кондратьева официальной советской экономической наукой до 1987 года[17].
Был повторно реабилитирован одновременно с А. В. Чаяновым 16 июля 1987 года[18].
Согласно ставшей классической теории больших циклов Кондратьева,
…войны и революции возникают на почве реальных, и прежде всего экономических условий… на почве повышения темпа и напряжения конъюнктуры экономической жизни, обострения экономической конкуренции за рынки и сырьё… Социальные потрясения возникают легче всего именно в период бурного натиска новых экономических сил.
— [19]
Основной вклад в популяризацию идей Кондратьева внёс в своих работах Йозеф Шумпетер[20][21] — именно он ввёл термин «кондратьевские волны»[22], а в 1939 году в своей книге «Деловые циклы» поддержал и развил закономерность, обнаруженную Кондратьевым, наряду с 7—11-летними циклами производства и занятости[23].
В 1992 году в ознаменование столетия со дня рождения экономиста был создан Международный фонд Н. Д. Кондратьева.
В 2013 году был поставлен фильм-спектакль по сохранившимся тетрадям Николая Кондратьева (письма к дочери)[24].
Жена — Евгения Давыдовна Дорф (1893—1982), при рождении носила фамилию матери — Плеханова, так как была рождена вне брака, в 1901 получила фамилию отца — врача Давида Яковлевича Дорфа. В октябре 1918 Евгения Давыдовна поступила на работу нештатным статистиком в Центральное товарищество льноводов, где познакомилась с Кондратьевым. Поженились они не позднее февраля 1921[25].
Дочь — Елена Николаевна Кондратьева (1925—1995), микробиолог, академик Российской академии наук.
![]() ![]() | ||||
---|---|---|---|---|
|
![]() Депутаты Всероссийского учредительного собрания от Костромского избирательного округа | |
---|---|
Список № 1 «Земля и Воля» |
|
Список № 4 РСДРП(б) |
|
![]() Подсудимые по делу «Тактического центра» | |
---|---|
Приговор: | |
расстрел заменён на срок 10 лет |
|
расстрел заменён заключением до окончания гражданской войны |
|
расстрел заменён сроком 5 лет условно |
|
расстрел заменён освобождением по амнистии |
|
срок 3 года |
|
3 года условно |
|
освобождены по амнистии: |
|
оправдан: | С. Д. Урусов |
скончались в тюрьме до вынесения приговора: |
|