Вацлав Усти́нович Ласто́вский (белор. Вацлаў Юстынавіч Ластоўскі, польск. Wacław Łastowski; (27 октября [8 ноября] 1883 — 23 января 1938) — белорусский общественный и политический деятель, писатель. Академик (с 1928 года), историк, филолог, директор Белорусского государственного музея, Премьер-министр Белорусской Народной Республики. Ластовский выступал против советской власти и польской оккупации за независимую и целостную Белоруссию. Обнаружил Крест Ефросинии Полоцкой[2]. Обвинён по делу о «Союзе за освобождение Беларуси», приговорён к высылке, расстрелян[3].
Вацлав Устинович Ластовский | |
---|---|
белор. Вацлаў Юстынавіч Ластоўскі, польск. Wacław Łastowski | |
![]() | |
![]() 5-й Премьер-министр Белорусской Народной Республики
|
|
13 декабря 1919 — 23 августа 1923 | |
Предшественник | Антон Иванович Луцкевич |
Преемник | Александр Иванович Цвикевич |
|
|
Рождение |
27 октября (8 ноября) 1883(1883-11-08) застенок Колесники, Дисенский уезд, Виленская губерния, Российская империя[1] |
Смерть |
23 января 1938(1938-01-23) (54 года) Саратов (?), РСФСР, СССР |
Супруга | Marija Lastauskienė[d] |
Партия |
Белорусская социалистическая громада; Белорусская партия социалистов-революционеров |
Учёное звание | академик АН БССР |
Деятельность | прозаик, историк, филолог, переводчик, публицист |
Отношение к религии | католицизм |
Научная деятельность | |
Научная сфера | филолог |
Место работы | Институт белорусской культуры |
![]() |
Родился в застенке Колесники (ныне Браславский район, Витебская область, Республика Беларусь) в семье безземельного шляхтича. Учился дома, потом окончил школу в Погосте[4]. В школе учился хорошо, выделялся фундаментальными и глубокими знаниями. После окончания школы некоторое время учился латинскому языку у своего дяди Франтишека Ластовского. С детства много читал, занимался самообразованием, пробовал получить высшее образование[2].
В 1896 году, пройдя пешком 70 вёрст до ближайшей железнодорожной станции, Ластовский уехал в Вильнюс. Работал в винной лавке, служащим канцелярии в Шауляй (Литва). В 1905—1906 работал библиотекарем в студенческой библиотеке в Санкт-Петербурге, где «зайцем» посещал лекции на историческом факультете Санкт-Петербургского университета.
В 1902 году вступил в Польскую социалистическую партию, которая действовала в Литве[2].
В 1906 году жил в Риге, где работал конторщиком на товарной станции. Тут пробовал экстерном сдать экзамен на аттестат о среднем образовании, но русский язык сдать не удалось, хотя остальные предметы сдал хорошо. После этого Ластовский уже не пытался получить диплом об образовании. В это время в Риге присоединился к белорусскому национальному, общественному и культурному движению[2].
В 1906—1908 годах был активистом Белорусской социалистической громады. В 1906 году арестован за социалистическую пропаганду и сидел несколько месяцев в тюрьме[2].
С 1909 — редакционный секретарь газеты «Наша Ніва» и руководитель первого белорусского книжного магазина, который находился в Вильнюсе. В «Нашай Ніве» Ластовский имел оклад 25 рублей[5].
С 1915 года занял жёсткую позицию по независимости Беларуси от Польши и России[2].
У январе 1915 вместе з В. Святаполк-Мирским, Иваном Луцкевичем и Антоном Луцкевичем подписал обращение немецкой оккупационной власти об издании белорусских газет. Управлял виленской «Беларускай кнігарняй» и Белорусским издательским обществом, руководил изданием школьных учебников в частном издательстве, сам участвовал в их написании. В 1915 году входил в руководство партии «Хрысціянская злучнасць». Один из авторов «Меморандума представителей Беларуси», в котором отстаивалось право белоруского народа на национально-государственное развитие и который был прадставлен на международной конференции в Лозанне в 1916 году. В 1916—1917 годах — редактор газеты «Гомон», у 1918 издавал газету «Krywičanin»[2].
В начале 1918 года создал а Вильнюсе «Союз независимости и неделимости Беларуси», которая вырабатывала главные направления создания независимой Беларуси.
У 1918—1919 член «Виленскай белорускай рады». У марте 1918 года отправлен от Виленской рады в состав Рады БНР. 23 марта 1918 приехал с Вильнюса в Минск и участвовал в заседании Рады БНР 25 марта 1918 года, где было объявлено о независимости Белорусской народной республики.
Вместе с другими белорусскими социалистами не подписал телеграмму Вильгельму II, в которой буржуазные представители Рады БНР благодарили императора за освобождение Беларуси. При этом не видел перспективы для независимой Беларуси в сотрудничестве с большевиками, которые разогнали Первый Всебелорусский съезд в Минске и начали репрессии в отношении руководства Съезда и деятелей белорусского национального движения[2].
У ноябре 1918 вошёл в состав Литовской Тарибы, а в конце 1918 года возглавил представительство правительства БНР при Тарибе, позже был белорусским атташе при литовском посольстве в Берлине[6]. Вацлав Ластовский негативно отнесся к созданию 1 января 1919 года ССРБ, а через два месяца и ЛитБел ССР. На территории этих республик не было ни белорусского издательства, ни белорусских школ. Особенно болезненно он воспринял то, что в скором времени после объявления Белорусской ССР одним росчерком пера большевистских лидеров в Москве Беларусь потеряла большую часть своих этнических территорий — Витебскую, Могилевскую и Смоленскую губернию[2].
В 1919 году вместе с Томашом Грибом, Клавдием Дуж-Душевским, Александром Цвикевичем и другими вступил в Комитет иностранных групп Белорусской партии социалистов-революционеров. В августе 1919 года поддержал программу федерации Беларуси с Польшей, но быстро разубедился в настоящих целях польского руководства и возвращается на позиции независимости и высказывается за разворачивание всенародной борьбы против поляков и подготовку национально-освободительного восстания против них[2].
Антон Луцкевич ориентировался на сотрудничество с польскими властями и искал формы осуществления белорусской государственности на основе федерации с Польшей. Луцкевич считал, что в союзе с Польшей белорусы могут не только создать автономию, но и сохранить земли на востоке, вплоть до Смоленска. Вацлав Ластовский, Петр Кречевский и Василий Захарко протестовали против «колонизаторской политики» Польши и в качестве союзников рассматривала прибалтийские республики. Они обвинили Луцкевича в «полонофильской политике» за постоянные встречи с Игнацием Падеревским и Юзефом Пилсудским. Луцкевич в это время был интернирован поляками и находится под фактическим арестом в варшавской гостинице. Таким образом Рада БНР раскололась на про-польскую верховную Раду БНР под руководством Лёсика и Луцкевича и про-литовскую народную Раду БНР под руководство Ластоского и Кречевского. Являлся Премьер-министром народной Рады Белорусской Народной Республики с декабря 1919 года до марта 1923 год[5].
Польская власть не признала Народную раду БНР и 17 декабря 1919 года Ластовский был арестован польскими властями. В феврале 1920 года освобожден с разрешением выехать в Ригу.
Участвовал в организации антипольского партизанского движения. После заявления Ластовского о праве Литвы на Виленский край Антон Луцкевич назвал Ластовского «бандитом» за антипольскую политику[7].
После подписания Рижского мирного договора между Советской Россией и Польшей в октябре 1920 года начал выступать и против советской власти, и в официальном послании Парижской мирной конференции просил страны Антанты оказать помощь правительству БНР. 20 октября 1920 года на белорусской конференции в Риге, возглавляемая Вацлавом Ластовским, был создан блок белорусских партий для борьбы против советской власти и польской оккупации за независимую и неделимую Беларусь. Из-за разногласий в вопросах тактики Комитета иностранных групп и ЦК БПС-Р, куда входили Полута Бодунова и Иосиф Мамонько, на съезде БПС-Р в Минске в декабре 1920 исключен из партии белорусских эсеров, которые на советской территории в то время поддерживали советскую власть. В 1920—1923 с дипломатическими миссиями посетил Бельгию, Германию, Ватикан, Италию, Чехословакию, Франция, Швейцарию и другие страны, выступал за правы белорусского народа, особенно в Западной Беларуси[2].
20 марта 1923 подал в отставку с должности премьер-министра БНР и отошёл от активной политической деятельности[4].
С 1923 по 1927 год живёт в Каунасе и возглавлял белорусское движение в Литве. За этот период он активно занимался научными исследованиями, в результате которых были изданы «Подручный российско-кривский(белорусский) словарь» в 1924 году и «История белорусской (кривской) книги» в 1926 году, подобного которому к тому времени ещё не было ни у русских, ни у украинцев, ни у литовцев[8].
В 1927 году Ластовский стал гражданином СССР и переезжает в Минск. В апреля 1927 года работал директором Белорусского государственного музея, заведующим кафедрой этнографии при Институте белорусской культуры, секретарём Белорусской академии наук. Исследовал древне-белорусскую историю, литературу и происхождение названия «Белоруссия». Он стал первым белорусским историком, писавшим о Белоруссии и для белорусов на белорусском языке. Автор исторических литературных произведений, рассказов, воспоминаний и статей об известных деятелях белорусского национального возрождения. Переводил на белорусский язык произведения классиков русской, английской, польской и датской литературы. Организовывал этнографические экспедиции в разные регионы Беларуси, во время одной из них был найден Крест Ефросинии Полоцкой[2].
В 1929 г. В. Ластовский вместе с Николаем Щекотихиным подготовил «Праваднік па аддзеле сучаснага беларускага малярства і разьбярства» и начал свой следующий большой труд — «Матэрыяльная культура Беларусі (XVI—XX стст.)», свидетельствующие о фундаментальности подходов учёного, о его панорамном видении национальной истории и культуры, о понимании их востребованности для будущего Беларуси[8].
Несмотря на начальное четырёхлетнее образование, Вацлав Ластовский стал членом-корреспондентом Украинской академии обществоведения в Праге (Чехия) в 1926 году и академиком Академии наук Белоруссии в 1928 году.
21 июля 1930 года вместе с другими выдающимися деятелями науки и культуры Белоруссии Вацлав Ластовский был арестован Томским ГПУ[9] по делу так называемого «Союза Освобождения Белоруссии». 6 декабря 1930 года постановлением СНК БССР лишён звания академика (восстановлено в 1990 году). 10 апреля 1931 г. осуждён к высылке на 5 лет за границы БССР в Саратов, где работал заведующим отдела редкой книги и рукописей библиотеки Саратовского университета. Его книги и научные статьи были запрещены и долгое время были неизвестны на Родине. В начале 1938 года повторно арестован в Саратове и 23 января расстрелян. Реабилитирован в 1958 и 1988 году.
Историк Анатолий Сидаревич считает его великими самоучкой, так как имея только оконченное начальное образование, написал первый сборник истории Белоруссии «Краткая история Беларуси»[7].
Кандидат филологических наук Язеп Янушкевич отмечал, что своим творчеством Ластовский доказал: лучшим университетом для человека является «глубоко прочитанная и добросовестно написанная книга». «О том, что Вацлав Ластовский был ученым энциклопедистом, свидетельствует его капитальное исследование „Гісторыя беларускай (крыўскай) кнігі“, написанное в 1926 году», — отметил Я. Янушкевич. По его словам, Ластовский смог сделать больше, чем несколько академических институтов[10].
Ряд учёных критикует Ластовского, как фальсификатора истории. Так белорусский публицист Олег Лицкевич, удтверждал, что Ластовский сочинил ряд песен, которые выдал за аутентичные фольклорные произведения[11].
В Глубоком на площади 17 сентября в 2012 году установили бюст Вацлава Ластовского.[12]
![]() ![]() | ||||
---|---|---|---|---|
|
![]() Главы правительств Белоруссии | |
---|---|
Главы правительства БНР |
|
Председатели ВВРК |
|
Председатели СНК БССР |
|
Председатели Совета министров БССР |
|
Премьер-министры Республики Беларусь |
|
Портал:Политика — Белоруссия |