Евге́ний Богратио́нович[4] (при рождении Багра́тионович) Вахта́нгов (1(13)февраля1883, Владикавказ — 29 мая 1922, Москва) — русский и советский театральный режиссёр, актёр и педагог, основатель и руководитель Студенческой драматической студии (1913—1922), с 1921 года известной как Третья Студия МХТ, а с 1926 года — как Театр имени Евгения Вахтангова.
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Вахтангов.
Родился 1(13)февраля1883 года во ВладикавказеТерской области Российской империи (ныне республика Северная Осетия России), в доме на Армянской улице напротив Церкви Святого Григория Просветителя (по другим сведениям — в жилом доме на месте современного недействующего Дома быта на проспекте Мира, № 13[5]). Происходил из зажиточной патриархальной семьи табачного фабриканта Багратиона Сергеевича Вахтангова, армянина, и Ольги Васильевны Вахтанговой (в девичестве Лебедевой), русской. Его отец владел табачной фабрикой на Евдокимовской улице[6]. Был крещён спустя 19 дней как «Евгений, сын Багратиона», но после переезда в Москву его отчество стало писаться как Богратионович[7].
Учился во Владикавказской гимназии, увлекался танцами, игрой на мандолине, печатал статьи и рассказы в гимназической газете «Нус». С 1901 года участвовал в любительских драмкружках в качестве актёра и постановщика спектаклей. Особенно любил острохарактерные роли, в том числе женские[7]. В эти же годы выступал с рассказами и статьями о театре во владикавказской газете «Терек».
В 1903 году по окончании гимназии отец направил его для поступления в Рижский политехнический институт, где учился его двоюродный брат. Вахтангов тут же устроился актёром в местный драмкружок и в итоге провалил вступительные экзамены. После чего уехал к дяде Петру Васильевичу в Москву и поступил на естественное отделение физико-математического факультета Московского университета на естественный факультет, затем перевёлся на юридический (1904)[7][8]. Параллельно с учёбой продолжал играть в самодеятельности, в том числе в популярном у московской интеллигенции Михайловском драмкружке, организованном матерью Юрия Завадского[9][10]. Периодически ездил во Владикавказ, где ставил спектакли.
Во время событий 1905—1907 годов участвовал в студенческом революционном движении, состоял в ЦУО (Центральный университетский орган, организованный студентами-революционерами), выступал как агитатор на фабриках и заводах, распространял революционную литературу. Примыкал к фракции эсеров[7]. В письме Л. А. Сулержицкому 4 августа 1912 года писал[11]:
…Если я оставил всё, что могло бы составить моё земное благополучие; если я ушёл из семьи; если я ушёл из университета, когда оставался только один экзамен, чтобы его окончить; если я решился почти на полуголодное существование (так, как было в начале года), то, значит, в душе моей есть наличность святого отношения к тому, ради чего я всё это сделал.
Питались те, у кого не было семьи и денег, чёрным хлебом и консервами из мелочной лавки, помещавшейся наискосок от школы. Мне кажется, что болезнь, сведшая Вахтангова впоследствии в могилу, началась именно от этих самых «консервов». Лавка была плохая, коробки проржавленные, содержимое — на уксусной эссенции. Перекисшее... Не считаю, что новичок был красивым или эффектным, но внутренняя сила делала его примечательным. Черты лица Вахтангова были как бы до отказа пропитаны волевой энергией и какой-то стремительной мечтательностью. Он казался человеком, который настоит на своём.
Принимал участие в программах «Кабаре», организованных студентами школы с целью заработка: вначале в качестве актёра и пародиста, затем — автора, режиссёра и музыканта[7]. Зиму 1910—1911 годов провёл в Париже в качестве помощника Леопольда Сулержицкого, которого пригласили ставить «Синюю птицу» в театре Режан[13][14].
Весной 1911 года окончил школу и был принят в труппу МХТ. Как актёр был занят мало, взяв на себя обязанности проводника идей и разработки «системы» Константина Станиславского[14]. Принимал участие в работе 1-й Студии МХТ и других театров («Летучая мышь», «Бродячая собака», театр в Териоках) как режиссёр и педагог. Острота и отточенность сценической формы, возникающие в результате глубокого проникновения исполнителя в душевную жизнь персонажа, отчётливо проявились как в сыгранных ролях (Текльтон в «Сверчке на печи» Диккенса, 1914; Шут в «Двенадцатой ночи» Шекспира, 1919), так и в спектаклях, поставленных им в 1-й Студии МХТ: «Праздник мира» Гауптмана (1913) и «Потоп» Бергера (1919), где он играл роль Фрезера.
Евгений Вахтангов в роли Тэкльтона. Спектакль «Сверчок на печи». 1-я студия Художественного театра. 1914—1918
В 1913 году вместе с группой студентов основал и возглавил Студенческую студию, позже преобразованную в 3-ю студию МХТ[13]. Руководство МХТ не разрешало Вахтангову работать на стороне, и первое время студия существовала «подпольно»: ставили спектакли на съёмных квартирах, декорации изготавливали из мешковины. Только в 1917 году театр публично заявил о себе как Московская драматическая студия Вахтангова[15].
С необычайной активностью развернулась после революции режиссёрская и преподавательская деятельность Вахтангова. В 1919 году по предложению Ольги Каменевой он возглавил Режиссёрскую секцию при Театральном отделе (ТЕО) Наркомпроса[13]. Помимо работы в мхатовских и родственных им студиях (Оперная, Шаляпинская, Армянская студии, «Габима»), сотрудничал с Пролеткультом, Пролетарской студией, Пречистенскими рабочими курсами, Народным театром[14]. Намеченная ещё в «Потопе» тема античеловечности буржуазно-мещанского общества получила развитие в сатирических образах «Свадьбы» Чехова (1920) и «Чуда святого Антония» Метерлинка (2-я сценическая редакция, 1921), поставленных в его Студии.
Мотив гротескного изобличения мира власть имущих, противопоставленного жизнеутверждающему народному началу, своеобразно преломлялся в трагедийных постановках — «Эрик XIV» Стриндберга (1-я Студия МХТ, 1921), «Гадибук» Ан-ского (еврейская студия «Габима», 1922). Стремление Вахтангова к поискам «современных способов разрешить спектакль в форме, которая звучала бы театрально» нашло воплощение в его последней постановке «Принцесса Турандот» (3-я Студия МХТ, 1922), пронизанной духом светлого жизнеутверждения. Она была воспринята Станиславским, Владимиром Немировичем-Данченко и другими театральными деятелями как крупнейшая творческая победа, обогащающая искусство сцены, прокладывающая новые пути в театре.
Основополагающими для режиссёрского творчества Вахтангова были идеи неразрывного единства этического и эстетического назначения театра, единства художника и народа, острое чувство современности, определяющее неповторимую сценическую форму, отвечающее содержанию драматического произведения, его художественным особенностям. Эти принципы нашли своё продолжение и развитие у последователей и учеников Вахтангова — Рубена Симонова, Бориса Захавы, актёров Бориса Щукина, Иосифа Толчанова, Михаила Чехова и других.
С середины 1910-х годов Вахтангов страдал от болей в желудке. Осенью 1918 года он лёг на обследование в больницу Игнатьевой с подозрением на язву. В январе 1919 года врачи обнаружили у режиссёра рак желудка, но скрыли от него. Тогда же Вахтангову провели операцию — как ему сообщили, успешную[7]. В дальнейшем болезнь обострилась, и в 1922 году он уже не поднимался с постели. За несколько недель до премьеры спектакля «Принцесса Турандот» его навестил Станиславский.
Вахтангов умер 29 мая 1922 года[13]. 31 мая 1922 года был похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы.
Евгений Вахтангов – не просто выдающийся режиссёр-реформатор. Ему принадлежит уникальное достижение в истории театра. Вахтангов поставил два спектакля, которые не только пережили их создателя, но побили всевозможные рекорды театральных постановок-долгожителей. «Гадибук» в театре «Габима» шёл более 40 лет, вплоть до середины 1960-х годов[16]. «Принцесса Турандот» в театре имени Вахтангова – ещё дольше, вплоть до 2006 года, правда, с небольшими перерывами.
Семья
Отец — Багратион Сергеевич Вахтангов (?—1921), армянин, христианин Армянской Апостольской церкви. Купец 2-й гильдии, табачный фабрикант. Начинал с самых низов, сумев добиться коммерческого благосостояния. Был близким другом отца Рубена Симонова. По словам Симонова, был известен во Владикавказе своей скупостью; по свидетельству самого Евгения Вахтангова и его жены, был домашним тираном, держал в страхе всю семью, в театр не ходил и увлечений сына не поощрял. Конфликт Вахтангова с отцом зашёл так далеко, что он перестал навещать родительский дом, а знакомых просил называть его Евгением Александровичем[7][13].
Мать — Ольга Васильевна Вахтангова (в девичестве Лебедева), русская, православная. Происходила также из купеческого сословия, была дочерью владельца табачной фабрики Лебедева в Тифлисе[7][13].
Сестра — Софья Богратионовна Козловская-Вахтангова (?—1923), учительница, революционерка, жена Мечислава Юльевича Козловского. Была сотрудницей Полевого штаба Реввоенсовета Республики, затем служила в Московской чрезвычайной комиссии, в ВЧК и ГПУ[17].
Сестра — Нина Богратионовна Вахтангова (1887—1967) .
Жена (с 1905 по 1922 год) — Надежда Михайловна Вахтангова (в девичестве Байцурова) (30 ноября 1885 — 8 марта 1968). Познакомились в 1901 году во Владикавказе, обвенчались осенью 1905 года в Москве[7]. Участвовала во многих спектаклях мужа, была заведующей литературной частью 3-й Студии МХТ. После смерти Вахтангова организовала музей-квартиру. Автор воспоминаний о муже.
Сын — Сергей Евгеньевич Вахтангов (1907—1987), архитектор.
Государственный академический театр имени Е. Вахтангова (Москва)
Академический русский театр имени Вахтангова (Владикавказ)
В 1926 году 3-я студия МХТ была переименована в Государственный академический театр имени Евгения Багратионовича Вахтангова. А в 1931 году при театре был создан музей, основой которого стали материалы, собранные женой Е. Вахтангова[18].
В 1996 году Русскому театру во Владикавказе было присвоено имя Евгения Вахтангова.
В доме, где жил Вахтангов в 1918—1922 годах (Денежный переулок, 12), в 1923 году была открыта мемориальная квартира, на доме была установлена памятная доска.
На доме по улице Армянской во Владикавказе, где родился и вырос Вахтангов, установлена мемориальная доска.
В июне 2013 года был открыт памятник Вахтангову во Владикавказе[19].
Имя Вахтангова носит улица в Челябинске (Металлургический район).
В 1966 году на киностудии «Центрнаучфильм» был снял фильм «Вахтангов» (реж. Владимир Томберг).
13 октября 2014 года во дворе Щукинского училища был установлен памятник, приуроченный к столетию основания Студенческой драматической студии.
В честь Евгения Вахтангова назван самолёт Airbus A321 авиакомпании «Аэрофлот» (б/н VP-BTL).
К режиссёру обращено стихотворение Марины Цветаевой «Евгению Богратионовичу Вахтангову» (1918).
Имя Вахтангова носит улица в Тель-Авиве (Яффо).
В 2020 году в Москве на Арбате перед зданием Вахтанговского театра открыт памятник Евгению Вахтангову[20].
Примечания
РостоцкийБ.И. Вахтангов Евгений Багратионович // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / под ред. А.М.Прохоров — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1971. — Т.4: Брасос — Веш. — С.338—339.
Музей(неопр.). Официальный сайт Государственного академического театра имени Е. Б. Вахтангова.Дата обращения: 6 сентября 2019.Архивировано 18августа 2019года.
Антокольский П. Г. Е. Б. Вахтангов работает над Чеховым.— Театр и драматургия, 1935, № 2, с. 26.
Беседы о Вахтангове. Записаны Х. П. Херсонским, М. — Л., 1940.
Горчаков Н. М., Режиссёрские уроки Вахтангова, М., 1957.
Дикий А. Д. Повесть о театральной юности, с. 274—275.
Евгений Вахтангов. Материалы и статьи, М.,1959 (библ.).
Евгений Вахтангов. Документы и свидетельства: В 2 т. / Ред.-сост. В. В. Иванов. М.:, Индрик, 2011. Т. 1 — 519 с., илл.; Т. 2 — 686 с., илл. ISBN 978-5-91674-111-7.
Евгений Вахтангов в театральной критике / Ред.-сост. В.В. Иванов. М.: Театралис, 2016. - 703 с.; илл. ISBN 978-5-902492-36-8.
Вахтанговцы после Вахтангова: В 2 т. Т. 1: Документы / Публ., сост. и коммент. В.В. Иванова; Т. 2: Театр-дом. Фотографии. Рисунки. Воспоминания / Публ., сост. и коммент. А.М. Бруссер. М.: Театралис, 2020. Т. 1 – 367 с., илл.; Т. 2 – 407 с., илл. ISBN 978-5-9022492-56-6
Иванов В. В. Евгений Вахтангов и Михаил Чехов. Игра на краю или театральный опыт трансцендентального// Русский авангард 1910—1920-х годов и проблема экспрессионизма / Редколлегия: Г. Ф. Коваленко и др. М.,2003. С. 464—478. ISBN 5-02-006374-6.
Иванов В.В. Последний сезон Вахтангова // «Золотой сезон» советского театра. 1921/1922 / Сост. Е.В. Соколова. СПб.: Изд. «Левша. Санкт-Петербург», 2016. С. 6–19. ISBN 978-5-86845-208-6.
Иванов О. К. Вахтангов и вахтанговцы / Иванов О. К., Кривицкий К. Е. — М.: Моск. рабочий, 1984. — 157 с.
Масс А. В. Вахтанговские дети / Анна Масс. — М.: Аграф, 2005. — 447 с — (Символы времени). — ISBN 5-7784-0316-X: 339.00.
Павлов А. Т.ВАХТАНГОВ Евгений Багратионович// А. Ю. Андреев, Д. А. Цыганков Императорский Московский университет: 1755—1917: энциклопедический словарь.— М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010.— С. 116.— ISBN 978-5-8243-1429-8.
Другой контент может иметь иную лицензию. Перед использованием материалов сайта WikiSort.org внимательно изучите правила лицензирования конкретных элементов наполнения сайта.
2019-2025 WikiSort.org - проект по пересортировке и дополнению контента Википедии