Рух (араб. رُخّ, рухх) или птица-слон — мифическая птица огромных размеров в арабской и персидской мифологии, способная уносить в своих когтях и пожирать слонов и каркаданнов. Рух упоминается в арабских сказках и фольклоре моряков. Ибн Баттута рассказывает об этой птице как об огромной, подобной горе, которая парит в воздухе над «Китайскими морями».[1] Сборник сказок «Тысяча и одна ночь» включает в себя сказки об Абд аль-Рахмане и Синдбаде-мореходе, в сюжете каждой фигурирует эта птица.
Птица Рух | |
---|---|
ar-ruḫḫ | |
![]() Птица Рух нападает на судно Синдбада-морехода. | |
Мифология |
|
Тип | Мифическая птица |
![]() |
Английская форма roc происходит от французского перевода Антуана Галлана арабского термина ruḵḵ (арабский: الرُخّ, романизированный: ar-ruḫḫ) и персидского ruḵ (персидское произношение: [/rux/]). [2] На обоих языках, арабском и персидском, слово записывается арабским письмом как رخ. Обычная латинизация — это ruḵḵ для арабской формы и ruḵ,[2] rokh или rukh для персидской формы. Несмотря на сходство, а иногда и утверждения об обратном, это слово не имеет отношения к английскому слову rook («грач»).
По словам историка искусства Рудольфа Виттковера, прообразом птицы Рух является Гаруда из индуистской мифологии[3], конкретно её битва с хтоническим змеем нагой. Мифема[en] о Гаруде, уносящей слона, который сражался с крокодилом, появляется в двух санскритских эпосах: Махабхарате (I.1353) и Рамаяне (III.39).
Среди европейцев первые сведения о гигантской обитательнице арабских морей сообщает странствующий раввин Вениамин Тудельский. Ему рассказывали, что, оказавшись выброшенными бурей на необитаемый остров, моряки подкарауливают огромных крылатых «грифонов», ухватившись за которых они добираются до материка.[4] Марко Поло поначалу тоже принимал птицу Рух за грифона — традиционного персонажа европейского фольклора. Из его сообщения следует, что арабские мореходы избегают окрестностей Мадагаскара, ибо там свирепствует это странное существо:
Жители острова сообщают, что в определенную пору года из южных краев прилетают удивительные птицы, которых они называют „Рух“. С виду они напоминают орла, только размерами куда огромней; они так громадны и могучи, что лапами своими хватают слона и поднимают его в воздух, а поднявши, бросают на землю, дабы его убить и потом расклевать вплоть до костей. Люди, видевшие эту птицу, утверждают, что крылья её в развороте достигают с края до края шестнадцати шагов, а перья имеют в длину восемь шагов и соответственную ширину.
Со слов Поло, великий Хубилай-хан послал на запад Индийского океана своих людей, чтобы они навели справки о существовании и повадках чудо-птицы, и они привезли ему перо птицы Рух[5]. Современные комментаторы склонны считать это «перо» веткой винной пальмы, которая в изобилии произрастает на Мадагаскаре.
Подобно многим европейцам XV—XVI вв., соратник Магеллана Антонио Пигафетта находился под впечатлением от рассказов Поло и по прибытии на остров Ява собрал от местных жителей сведения об огромной птице, которая якобы охотится на буйволов.[6] По мере расширения географических познаний европейцев существование птицы Рух было в XVII в. было поставлено под серьёзное сомнение.
Исследователи фольклора склонны производить арабскую птицу Рух то ли от персидского симурга, то ли от индийской Гаруды, которая в Махабхарате и Рамаяне изображена уносящей в когтях слона, сражающегося с черепахой. Возможно, к этой же группе легендарных существ следует отнести известную по еврейским поверьям птицу Зиз. В русском фольклоре присутствует во многом похожая на птицу-Рух Стратим-птица — вероятно, сюжет о ней позаимствован на Востоке.
Привязка птицы Рух к Мадагаскару, возможно, не случайна — до XVII века остров населяли гигантские птицы семейства эпиорнисовых. Подобно страусам, они не летали, поэтому взрослого эпиорниса весом до 500 кг и ростом до 3 метров заезжие арабы могли принять за свежевылупившегося птенца гораздо более крупной, летающей птицы.