Константи́н Алекса́ндрович Ке́дров (при рождении — Бердиче́вский[3]; род. 12 ноября 1942, Рыбинск[4]) — русский поэт, философ, литературный критик и литературовед. Автор термина метаметафоры (1984)[5][6] и философской теории метакода[7]. Кандидат филологических наук, доктор философских наук[8], профессор Литинститута[9].
В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Кедров; Кедров, Константин.
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Бердичевский.
Создатель литературной группы и автор аббревиатуры ДООС (Добровольное общество охраны стрекоз) (1984)[10]. Член Союза писателей СССР (1989). Член исполкома Российского ПЕН-клуба[11]. Член Международного союза дворян (по линии рода Челищевых — свидетельство № 98 13.11.08)[12]. Представитель и теоретик метареализма.
По данным СМИ и букмекерских контор был представлен в 2003—2005 годах на соискание Нобелевской премии в области литературы[13][14].
Лауреат южнокорейской премии Манхэ (2013).
Родился в семье театрального режиссёра Александра Лазаревича Бердичевского (1910, Тюмень — 30 сентября 1991, Москва) и актрисы Надежды Владимировны Юматовой (1917, Дубровка — 30 апреля 1991, Москва), тогда артистов театра города Рыбинска Ярославской области, где они временно находились в эвакуации до 1945 года.
Первым на литературную одарённость 15-летнего Кедрова обратил внимание журналист Яков Дамский. В газете «Комсомолец Татарии» в 1958 году Дамский впервые опубликовал подборку Кедрова с таким предисловием: «Стихи Константина Кедрова радуют и удивляют всех, кому приходится их читать. Трудно даже поверить, что эти зрелые мысли, эти яркие образы принадлежат перу пятнадцатилетнего школьника»[15].
С 1960 года живёт в Москве. Учился один год в МГУ им. М. В. Ломоносова на факультете журналистики (1961—1962), после отчисления перевёлся в Казанский университет. По окончании историко-филологического факультета КГУ им. В. И. Ульянова-Ленина вернулся в Москву, в 1968 году поступил в аспирантуру Литературного института Союза писателей; научный руководитель В. Я. Кирпотин.
С 1974 по 1986 годы работал старшим преподавателем кафедры истории русской литературы в Литературном институте имени Горького. Здесь вокруг Кедрова сформировался круг поэтов из числа студентов, заинтересованных в авангардной линии развития русского стиха, — среди этих авторов, в частности, Алексей Парщиков, Илья Кутик и Александр Еременко. В 1983 году Кедров сформулировал общий принцип их поэзии как метаметафору:
Метаметафора — это метафора, где каждая вещь — вселенная. Такой метафоры раньше не было. Раньше все сравнивали. Поэт как солнце, или как река, или как трамвай. Человек и есть все то, о чём пишет. Здесь нет дерева отдельно от земли, земли отдельно от неба, неба отдельно от космоса, космоса отдельно от человека. Это зрение человека вселенной.
В том же году Кедров написал поэму «Компьютер любви», которая, как отмечает С. Б. Джимбинов, «может рассматриваться как художественный манифест метаметафоризма, то есть сгущённой, тотальной метафоры, по сравнению с которой обычная метафора должна выглядеть частичной и робкой»[16]. Годом позже Кедров выступил с новым манифестом, провозгласив создание группы «ДООС» (Добровольное общество охраны стрекоз).
В 1986 году после появления в «Литературном обозрении» № 4 за 1984 год Рафаэля Мустафина «На стыке мистики и науки» со ссылками на высказывания Ю. Андропова и К. Черненко о недопустимости идеализма[источник не указан 1521 день] К. Кедров прекращает преподавательскую деятельность в Литинституте и пишет заявление о переходе на творческую работу. Согласно документам, выданным К. Кедрову по его запросу архивным отделом ФСК в 1996 году, на К. Кедрова было заведено дело оперативной проверки под кодовым названием «Лесник» (по подозрению в антисоветской пропаганде и агитации), уничтоженное в августе 1990 года[17][18]. Цитата из отчёта 5-го управления КГБ за 1984: «Принятыми мерами объект „Лесник“ отведен от приема в члены Союза писателей СССР»[19]. В книге «КГБ вчера сегодня завтра» (М., 1984) опубликованы воспоминания ответственного секретаря «Нового мира» Григория Лесниченко:
15 лет я работал в «Новом мире», и последние 10 лет, до конца 1989 года был его ответственным секретарём. Я хочу вам рассказать как проникало КГБ в журнал… У меня было ещё множество случаев с кегебешниками. Например, они очень настаивали, чтобы я написал письмо в Литинститут, его директору Пименову. Тогда в качестве преподавателя там работал Константин Кедров. Он часто печатался в «Новом мире». Вот они и сказали: «Ты напиши туда письмо, скажи, что он такой-сякой антисоветчик, что он, в общем, космополит и всякое прочее, и отправь письмо». Я сказал: «Нет. Такое письмо, господа, я туда не пошлю». После этих разговоров со мной на него там долго напирали, всячески хотели выкурить его оттуда. Но он печатался в нашем журнале и в 1987, и в 1989 году.[20][21]
После этого К. Кедров с 1986 до 1991 года был безработным. В это время ему пришлось продать картины и графику своего двоюродного деда Павла Челищева, полученные в наследство в 1972 году. Теперь эти картины находятся в галерее «Наши художники» на Рублёвке. Среди них — портрет бабушки Софьи Челищевой (в замужестве Юматовой), написанный Павлом Челищевым в 1914 г. в родовом имении Дубровка Калужской губернии, принадлежавшем прадеду К. Кедрова, помещику Фёдору Сергеевичу Челищеву. Портрет опубликован в альбоме «Павел Челищев» галереи «Наши художники» («Петроний», 2006. — С. 35). Там же опубликованы репродукции других картин П. Челищева с указанием «из коллекции Константина Кедрова». В 2008 году на канале «Культура» был показан фильм о Павле Челищеве «Нечетнокрылый Ангел» по сценарию К. Кедрова и Н. Зарецкой, снятый в Москве и в Нью-Йорке[22].
С 1988 года Кедров начал участвовать в международной поэтической жизни, впервые выехав за границу для участия в фестивале советского авангардного искусства в Иматре (Финляндия)[23]. В 1989 году в издательстве «Советский писатель» вышла монография Кедрова «Поэтический космос», в котором наряду с концепцией метаметафоры развивалась, с привлечением широкого литературного и мифологического материала, философская идея метакода — единого кода живого и неорганического космоса. Как отмечает «Литературная газета», в этой книге Кедров:
… придаёт художественным образам наукообразность, облекает поэзию в философию, <…> «расшифровывает» астрономическую символику литературных сюжетов, от Библии до народных сказок, и «открывает» «метакод» — «устоявшуюся систему астрономической символики, общей для разных ареалов культур»[24].
В 1991—1998 годах Кедров работал литературным обозревателем газеты «Известия», где, по словам Сергея Чупринина, «превратил соответствующий раздел общенациональной газеты в комфортный междусобойчик»[25]. По мнению Евгения Евтушенко, напротив:
Ни на кого не похожий-уникальный и в своих эссе и в своих поэтических экспериментах, и в своём преподавании уникального, словом, уникалист, теоретик современного взгляда на искусство, защитник новой волны, считающий, в отличие от пессимистов, что сейчас не расцвет литературы, а её распад; как редактор литературного отдела «Известий», превратил его из рупора официоза в проповедь авангарда[26].
За это время в «Известиях» опубликованы: первое в России интервью с Натальей Солженицыной, интервью с Главным проповедником Америки и духовником трёх президентов Билли Грэмом, серия статей против смертной казни и интервью с будущим главой Комиссии по помилованию при президенте РФ писателем Анатолием Приставкиным, интервью с Галиной Старовойтовой о правах человека и нормах международного права, статьи о ранее запрещённых и полузапрещенных писателях и философах (В. Набоков, П. Флоренский, В. Хлебников, Д. Андреев), а также о неизвестных в то время широкому кругу читателей В. Нарбиковой, Е. Радове и о поэтах андерграунда (Г. Сапгире, И. Холине, А. Еременко, А. Парщикове, Н. Искренко, Г. Айги, А. Хвостенко). После раскола в редакции «Известий» вместе с редактором Игорем Голембиовским перешёл в газету «Новые Известия».
В 1995 году вместе с другими членами ПЕН-клуба (А. Вознесенским, Г. Сапгиром, И. Холиным, А. Ткаченко) Кедров основал «Газету ПОэзия» (вышло 12 номеров), в 2000 году преобразованную в «Журнал ПОэтов» (вышло 10 номеров). Двадцать выпусков были переизданы в 2007 году под одной обложкой и названием «Антология ПО»[27].
В 1996 году в Институте философии РАН защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора философских наук в форме научного доклада по теме «Этико-антропный принцип в культуре».(Специальность 09.00.05 — этика). Официальные оппоненты: доктор философских наук В. Л. Рабинович; доктор философских наук Л. В. Коновалова; доктор психологических наук академик РАО В. П. Зинченко,[8].
Благодарственное письмо Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО К. Кедрову в связи с первым Днём поэзии в России.
21 марта 1999 года Кедров выступал на первом в России праздновании Всемирного Дня Поэзии в Государственном литературном музее на Петровке, а в 2000 году провёл подобное меропириятие в Театре на Таганке с участием руководителя театра Юрия Любимова, поэтов Андрея Вознесенского, Елены Кацюба, Алины Витухновской и Михаила Бузника, актёра Валерия Золотухина[28].
28 ноября 2008 года Кедров принял участие в церемонии открытия памятника Мандельштаму в Москве[29]. 22 июня 2009 года Кедров участвовал в презентации памятника академику А. Сахарову и своего скульптурного портрета работы Г. Потоцкого в Манеже.
Общественная позиция
В марте 2014 года вместе с рядом других деятелей науки и культуры подписал открытое письмо против политики российской власти в Крыму, в котором говорилось:
Под лозунгом «Защитим русских в Крыму, а также всех украинцев от новой нелегитимной фашистской власти в Украине!» уже произошла фактическая аннексия Крыма. Грубо нарушено международное право, разрушены принципы европейской безопасности и стабильности. Россия стремительно скатывается к новой холодной войне с Западом, тяжелейшие последствия которой невозможно предсказать[30].
В 2015 году от имени Русского ПЕН-Центра подписал ответ на заявление Финского ПЕН-Центра, требующее от России прекратить военную пропаганду и преследования политической оппозиции, — в своём ответе призвал «к мудрому взгляду не с одной, а с обеих сторон конфликта» и потребовал соблюдения прав человека «в Киеве, в Харькове и в Одессе»[31].
В 2016 году включил в сборник стихов «Тавромахия» стихотворение «Два фонтана», завершающееся строчками, выражающими поддержку присоединения Крыма к России:
Есть у российского Титана
В Крыму российском два фонтана[32].
Отзывы о творчестве
Генрих Сапгир (предисловие к книге Кедрова «Вруцелет», 1993):
«Стихи Константина Кедрова — звёздная стихия, которая породила и самого поэта. Для меня Константин Кедров — поэт, который привнёс в поэзию целый ряд новых идей. Одним словом, одной метафорой, стихи его настоящая литургия»[33].
Андрей Вознесенский (предисловие к полному собранию поэзии К. Кедрова «Или», 2002):
«Константирует Кедров
поэтический код декретов
Константирует Кедров недра пройденных километров.
Так беся современников, как кулич на лопате,
Константировал Мельников особняк на Арбате
Для кого он горбатил? Сумасшедший арбайтер…»[34]
«Такие люди, как Кедров, я, Анри Волохонский и ещё некоторые, — создают славу теперешней поэзии»[35].
Игорь Холин:
«Кедров — он поэт особый, потому что у него глубокое философское начало в его мировоззрении… Константин Кедров, я это твердо могу сказать, один из лучших современных поэтов совершенно нового толка»[36].
Андрей Вознесенский (интервью радио «Маяк», 13.11.2002):
«Кедров из тех, которые продолжаются, как Пастернак. Он великий человек, и книга его великая, роскошная, совершенно авангардная во плоти книга»[37].
«Когда-то Андрей Белый сравнивал себя с Тредиаковским, открывающим дверь новому Пушкину. Кедров занимается аналогичной выработкой языка, разрушением „последнего условного знака“ открытым в будущее. Который будет способен „открыть птицам поэзию Маяковского“, превращаясь в язык вселенской безусловности»[38].
Критика
Рафаэль Мустафин в статье «На стыке мистики и науки» (Литературное обозрение. 1984. — № 4) резко критикует статью Кедрова «Звездная книга» (Новый мир. — 1982. — № 11), обвиняя автора в идеализме и мистицизме и ссылаясь на высказывания Ю. Андропова и К. Черненко о недопустимости явлений такого рода. Результатом статьи стало отстранение Кедрова от преподавания в Литературном институте.
Евгений Сидоров в книге «Необходимость поэзии»[39] критикует К. Кедрова и А. Вознесенского, пришедших на конференцию в Литературный институт в 1990 году. Недовольство Сидорова вызвало название произведения «Компьютер любви». Он противопоставляет Кедрову других авангардистов — Г. Сапгира и В. Некрасова.
Маркс Тартаковский в статье «Гений Малевич, лауреат Бродский и Ганнушкин» в журнале «Москва» критикует Кедрова вскоре после публикации стенограммы защиты докторской монографии последнего. Тартаковский одновременно критикует К. Кедрова, И. Бродского и К. Малевича, называя всех троих потенциальными пациентами клиники Ганнушкина.
Параноики крайне упорно отстаивают свои мысли, они часто оказываются борцами за ту или иную идею, однако же это всё-таки менее всего идейные борцы: им важно, их занимает, что это — их идея, их мысль, дальнейшее их не интересует.
При этом автор отмечает
Казимир Малевич, оказывается, единственный из русских художников всех времен, работу которого можно продать на аукционе за сумму с семью нулями... Живописцы Малевич и Пикассо, шоумен Титомир, поэты Иосиф Бродский и Геннадий Айги, литературные критики Александр Генис и Дмитрий Быков, нынешние философы Кедрин с Рабиновичем, психи из австрийской клиники, прозаик Сорокин, наконец, сам "преподобный" Мун, разом венчающий по радио тысячи молодоженов, собирающихся для этого на стадионах, прочие и прочие звезды нашего, увы, звёздного века — все это разные люди.[40][41]
Всеволод Некрасов (открытое письмо составителям сборника «Русская поэзия глазами американцев», 1997): «Кедров охрип, рекламируя свои эти кадры как авангард современной русской поэзии. Ни больше ни меньше. А что за авангард, откуда, почему авангард, в чём? В эксклюзивной лицензии на производство дешёвой косметики, тропов и пр. красот без зазренья?».[42]
Награды
1999 — Международная отметина имени отца русского футуризма Давида Бурлюка[43].
2003 — Лауреат премии GRAMMy.ru в номинации «Поэтическое событие года» за поэму «Компьютер любви»[44].
2005 — Дважды лауреат GRAMMY.ru в номинации «Поэтическое событие года»[45].
2005 — Лауреат премии журнала «Дети Ра» в номинации «Драматургия»[46].
2007 — Лауреат года «Литературной России» за поэму «Фиалкиада»[47].
2008 — Диплом участника Библейского проекта лауреата Нобелевской Премии Агнона Книжная Выставка (Израиль)[48].
2009 — Лауреат премии А. С. Грибоедова «За верное служение отечественной словесности» (Решением Московской городской организации и Секции переводчиков Союза Писателей России от 17 ноября 2009 года)[49].
2009 — Медаль от интернет-сообщества Литературного клуба и Правления Союза поэтов Интернета[50].
2013 — Премия Манхэ (Южная Корея).
2015 — Лауреат премии журнала «Дети Ра» в номинации «Поэзия».
2016 — 1 Золото Евразийского и Всероссийского литературных фестивалей «ЛиФФт»[51].
2020 — Гран-при в номинации «Поэзия» Московской литературной премии[54].
Факты
Несмотря на то, что списки номинантов на Нобелевскую премию нобелевским комитетом не публикуются 50 лет с момента номинации[55] и факт номинации подтверждён достоверными источниками быть не может, ряд средств массовой информации спекулирует на теме номинаций. Так, о Константине Кедрове сообщали:
Также режиссёром Татьяной Юриной снят фильм Фильм «Номинант»на YouTube, положительно-восторженно освещающий данную тему.
Международные конференции, семинары и фестивали
Иматра, Финляндия 1988. Фестиваль русского авангарда. Участвуют Курехин, Кедров, Герман Виноградов, АВИА, Дыбский, Свиблова, Медицинские герменевтики.[56][57]
«Минута немолчания» по ненапечатанным стихам во Дворце Молодёжи (Москва, 1989). Вели К. Кедров и А. Вознесенский. Состоялось 2 вечера. Участники: Холин, Сапгир, Айги, Е. Кацюба, И. Кутик, Осмоловский.[58]
1-й Всемирный День Поэзии ЮНЕСКО на Таганке Ю.Любимова 21 марта 2000[59]
67-й Всемирный конгресс ПЕН клубов в Москве. 2000, май (Гюнтер Грасс, Вознесенский, Константин Кедров, Генадий Айги, Елена Кацюба, Андрей Битов)[61][62][63]
Париж, Франция, 2005. Книжный салон Чтения на Русском стенде (Кедров, Вознесенский, Кацюба)[65][66]
Поэзия современного русского авангарда под эгидой посольства РФ в Австрии в Вене 13-15 мая 2009. Константин Кедров — Бог метаметафоры, Елена Кацюба — ас палиндронавтики, Сергей Бирюков — король зауми. Отзыв славистов-Das ist Wunderbar-чудо![67][68]
Книжная выставка В Праге (Радио Прага)2007 «Отношение между мужчиной и женщиной — это отношения между человеком и космосом[69]
Кинофестиваль Сталкер Дарья Юматова „Загадки русского Дали“ 2008[70]
6-й международный Волошинский фестиваль в Коктебеле 2008[71]
По просьбе Милорада Павича Кедров вместе со скульптором Г. Потоцким проводит вечер Павича в фонде Русское Зарубежье 24 июня 2009,(недоступная ссылка), а 25-го зачитывает речь Милорада Павича на открытии его бюста у здания Библиотеки Иностранной литературы[72][73]
Презентация двухтомника издательства «Художественная литература» в Доме Булгакова[74][75]
Галерея
Сборник стихов «ИЛИ».
Монография «Поэтический космос» (1989).
Автограф Кедрова.
Посол США Дж. Баерли, К. Кедров и Ю. Любимов.
Основные работы
Книги
Поэтический космос. — М.: Советский писатель, 1989. — 480 с. — 20 000 экз. ISBN 5-265-00956-6
Компьютер любви. — М.: Художественная литература, 1990. — 174 с.
Утверждения отрицания. — М.: Центр, 1991
Верфьлием. — М.: ДООС, 1992
Вруцелет. — М.: ДООС, 1993
Гамма тел Гамлета. — М.: Издание Елены Пахомовой, 1994
Или он или Ада или Илион или Илиада. Вечера в Музее Сидура. — М., 1995
Улисс и Навсекая. — М.: Издание Елены Пахомовой, 1998
Метаметафора. — М.: ДООС, 1999. — 39 с.
Энциклопедия метаметафоры. — М.: ДООС, 2000. — 126 с.
Параллельные миры. — М.: АиФ принт, 2001. — 457 с.
Инсайдаут. — М.: Мысль, 2001. — 282 с.
Ангелическая поэтика. — М.: Изд-во ун-та Н. Нестеровой, 2001. — 320 с.
За чертой Апокалипсиса. — М.: АиФ принт, 2002. — 270 с.
Или (Полное собрание. Поэзия). — М.: Мысль, 2002. — 497 с.
Сам-ist-дат. — М.: ЛиА Руслана Элинина, 2003
Метакод. — М.: АиФ принт, 2005. — 575 с.
Философия литературы. — М: Художественная литература, 2009. — 200 с.; ил. — ISBN 978-5-280-03454-9
Дирижёр тишины: Стихи и поэмы. — М.: Художественная литература, 2009. — 200 с.; ил. — ISBN 978-5-280-03456-3
Аль Маргарита, Кедров Константин.Утверждение отрицания.— М.: ЛИА Р. Элинина, 2009.— 152с.— 500 экз.— ISBN 5-86280-073-5.
Невеста лохматая светом: Стихи, поэмы. — М.: Продюсерский центр Александра Гриценко, 2014. — 246 с. — 5000 экз. (Классики и Современники) ISBN 978-5-9906032-0-2
Голоса. Документально-биографическая мистерия. М.: «ДООС», 2016. — 404 с. — ISBN 978-5-906568-08-3
Стеклянный робот: Стихи и поэмы. / Вступ. слово А. Вознесенский. — М.: «ЛИФФТ», 2018. — 200 с. — 500 экз. (Золотой ЛиФФт. Писатели России) ISBN 978-5-604-01615-2
Партант: Книга стихов. — М.: Издательство Евгения Степанова, 2018 (Книжня серия «Авангранды»)
МетаметафоризмАрхивная копия от 1 июня 2009 на Wayback Machine // Литературные манифесты от символизма до наших дней. / Сост. C. Джимбинов. — Москва: Издательский дом «Согласие», 2000.
Другой контент может иметь иную лицензию. Перед использованием материалов сайта WikiSort.org внимательно изучите правила лицензирования конкретных элементов наполнения сайта.
2019-2025 WikiSort.org - проект по пересортировке и дополнению контента Википедии